Марта Богачевская-Хомяк: «ЖЕНЩИНЫ В УКРАИНЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ЛУЧШЕЙ ДОЛИ»

Поделиться
Марта Богачевская-Хомяк - вице-президент Союза украинок Америки. Родилась в г.Сокаль Львовской области...

Марта Богачевская-Хомяк - вице-президент Союза украинок Америки. Родилась в г.Сокаль Львовской области. С конца 40-х годов живет в США. Защитила докторскую диссертацию по истории русской философской мысли XIX ст. в Колумбийском университете. Профессор истории. Преподавала в университетах Нью-Йорка, Нью-Джерси, Вашингтона и Гарвардском, читала курсы по истории Украины в университете им. Д.Вашингтона, а также в Национальном университете им. Т.Шевченко. Автор книг «Дума України - жіночого роду» (1993) и «Білим по білому» (1995) - по истории женского движения в Украине. За американское издание последней (под названием «Feminism Despite Themselves») получила премию им. Барбары Гелд Ассоциации слависток США, а также премию Антоновичей (США).

С 1997 года М.Богачевская-Хомяк находится в Киеве как стипендиат американской государственной программы научных обменов им. Фулбрайта. В рамках программы ООН будет проводить семинар по истории мирового женского движения.

- Пани Марта, ваши последние исследования связаны с женским движением в Украине. Чем вызван такой интерес?

- Подобными исследованиями я начала заниматься сравнительно недавно. Как историк, исследовала феномен русской интеллигенции: изучать украинскую историю долгое время было делом проблематичным даже в США. Но в истории Украины, написанной как с позиций имперских, так и национальных, отсутствует женщина. Ее как бы и не существовало вообще. Я хотела «проявить» женское присутствие в жизни общества.

- Ныне на Западе очень популярны такие исследования. Это даже своеобразная мода, пришедшая к нам…

- Наш мир постоянно меняется, и во многих процессах движущая роль принадлежит женщине, хотя ее всегда считали началом консервативным. Многое в этом плане осмыслено, но многое требует и новых исследований. Например, близость таких понятий, как национализм и женское движение. Это особенно актуально в посттоталитарных, постколониальных обществах, которые переживают кризис.

- А как бы вы охарактеризовали состояние украинского общества с точки зрения гендерных проблем, отношений между мужчинами и женщинами?

- Украинское общество еще остается сексистским, то есть таким, где человек оценивается прежде всего с точки зрения пола, а не профессиональных и личных качеств. Часто этого совершенно не замечают ни мужчины, ни женщины, не рефлексируют на эту тему. Таким образом, получается, что масса мужчин рассматривает себя прежде всего как самца, а женщину - соответственно. Западные страны прошли некоторый путь в осмыслении этих проблем: именно там и родилось понятие «гендер» - исследование мужских и женских ролей в обществе в социальном, а не биологическом плане. Права женщины - это права личности, права человека. А как эти права реализуются в посттоталитарном обществе постколониальной Украины? Ведь это общество еще не структурировано, что отражается даже в языке. Меня спрашивают: «Вы к какому университету прикреплены?» Будто до сих пор существует крепостное право.

- Мне кажется, наши женщины пытаются осмыслить свой статус. Возникли разные женские организации. Ваше мнение о них?

- Женщины, как и все население Украины, не являются однородной массой - поэтому и возникают разные по направленности женские организации. Мне кажется, главное сейчас для женщин Украины - помочь самим себе подняться в собственных глазах, взрастить чувство собственного достоинства. Ведь равенство мужчины и женщины существует только на словах. А на деле? Говорят: какая, мол, сильная у нас женщина - держит на своих плечах три угла дома! А я добавляю: а в четвертый угол ее муж загнал. Везде за женщину все решают мужчины: в Верховной Раде, в правительстве, как будто мужчинам все виднее. Женщине в Украине не надо, слава Богу, бороться за избирательное право, но им надо воспользоваться в полную меру. Надо, чтобы во всех законах так или иначе было отображено и женское видение насущных проблем: охрана материнства и детства, здоровье женщины и многое другое. Поэтому, считаю, женщины в Украине должны объединяться для того, чтобы их права были обеспечены реально во всех сферах жизни.

- Но у нас даже сами женщины боятся женского движения. Отпугивает активность женщины типа «партийный работник», пугает и само слово «феминизм».

- Феминизм ассоциируется с крайностями женского движения на Западе, его радикальными воинствующими тенденциями. А всякая крайность - тупиковый путь. Феминизм - явление неоднородное. Радикальный феминизм, кстати, возник в 60-х годах в среде женщин, которые проигнорировали свой профессиональный рост, а занялись исключительно обустройством своего семейного гнездышка. Мужья-добытчики обеспечивали безбедное существование. Затем дети выросли, ушли из семьи, мужья, как всегда, поглощены своим бизнесом и возможными любовницами, а жены остались совершенно не у дел. Вот именно такие женщины, не реализовавшие себя вне семьи, решили «восполнить» упущенное «войной» против мужчин.

- Как нужно, на ваш взгляд, измениться нашим женщинам?

- Женщины в Украине заслуживают лучшей доли. Они должны своей активностью содействовать изменениям в обществе, а не стонать и стенать и дальше тянуть свой воз, предоставляя мужчинам раз в год, на 8 марта, дарить цветочки. В Украине очень живуч идеал женщины-хозяйки. Я сама люблю готовить, люблю, когда в доме гости. Но в Украине на приготовление пищи у меня идет в два-три раза больше времени, чем в моем американском доме. А украинская женщина разрывается между домом, работой и подработками. Ей просто некогда подумать о своей судьбе, о своем реальном статусе. Но ведь женщина - не второстепенное существо! Непросто переосмыслить себя, посмотреть на жизнь другими глазами: изменения в плане ментальности очень медленны. Но из поколения в поколение будет передаваться новый опыт. На уровне семьи: отец также должен воспитывать своих детей. Муж тоже должен делить обязанности по дому. Не только девочка, но и мальчик должен приучаться помогать по хозяйству. Меня до сих пор удивляет вот что: гостей за столом развлекает хозяин, а хозяйка в это время бегает туда-сюда с яствами. Мать ухаживает за сыном как нянька, чтобы затем передать его в руки невестки, которая также должна смотреть за мужем как нянька. Это же воспитание беспомощности мужчины, его инфантильности!

- Действительно, мы же повторяем, что все начинается с семьи.

- Естественно. На уровне общества женщины должны создавать организованную политическую силу, чтобы самим решать свои проблемы. Все законы должны предусматривать интересы обоих полов. Фактическая дискриминация не ликвидируется сама собой. Право не дается, за право борются. Но не надо допускать крайностей, их можно предупредить. И еще: женщина должна во всех сферах быть прекрасным профессионалом - тогда с ней вынуждены будут считаться.

- Исследуя историю женского движения в Украине, вы много работали в архивах как Украины, так и Западной Европы. Ведь многие документы остались, например, в Вене, центре бывшей Австро-Венгрии, или в Варшаве, Кракове. Облегчили ли вы труд нынешним исследователям?

- Я рада, что мои исследования в какой-то мере составляют базис для новых изысканий. Но многое еще предстоит сделать. Открылись новые возможности работы в архивах. Львовянка Мирослава Дядюк нашла ранее нигде не опубликованные письма Милены Рудницкой, многолетнего, с 1928 года, председателя Союза украинок. Это уникальная личность. Ее имя связано с возрастанием роли Союза украинок в Галичине, затем - с созданием мировой организации украинских женщин, которые жили вне Советского Союза. По своим политическим взглядам М.Рудницкая была демократом, толерантная и очень требовательная. Своим трудолюбием и целеустремленностью очень отличалась от большинства галичан, как женщин, так и мужчин. Эта женщина любила политическую деятельность и поставила Союз украинок в ряд солидных украинских общественных организаций. Она сыграла очень важную роль в стремлении украинцев вызвать заинтересованность внешнего мира.

- Мы больше слышали о Наталии Кобринской как о родоначальнице женского движения в Украине…

- Отец Милены Рудницкой был украинским адвокатом, он умер, когда девочке было десять лет. Интересно, что мать Милены была дочерью мелкого еврейского предпринимателя, но всех своих детей воспитала в украинском духе. Впоследствии четыре ее сына стали известными деятелями украинской культуры. Семейные традиции и само время заставили Милену Рудницкую поставить вопрос о роли женщины в обществе. Это была высокообразованная женщина: среднее образование она получила во Львове (куда, кстати, нынешней осенью перенесли ее прах). А докторантуру закончила в Венском университете.

- Ведутся ли в Украине исследования по истории женского движения, в области гендерных отношений?

- Да, я удовлетворена тем, что в Украине началось движение в этом направлении. Есть немало женщин-профессоров в университетах, которые целенаправленно стараются ввести историю женского движения как предмет. Думаю, скоро появятся и мужчины-преподаватели, читающие курсы такого плана. В Киеве начало работу Гендерное бюро в рамках программы ООН. В Харькове возник Центр гендерных исследований.

- Пани Марта, вы будете в Украине вести семинар, который на Западе называется «womens studies» - «женские студии».

- «Женские студии» - калька с английского. Не совсем удачная, так как не является точным названием предмета и на английском языке (кстати, для «симметрии» появились уже и «man's studies» - «мужские студии»). Предмет «женских студий» - изучение фактора женщины во всех сферах человеческого бытия. Гуманитарные науки - историю, философию etc. нельзя представить без этого очень важного момента. Женские студии появились для того, чтобы обратить внимание общества на феномен женщины в «мужской цивилизации». Такая цивилизация характеризуется гендерным неравенством, т.е. мужчина занимает в ней главенствующую, доминирующую роль. И всяческие слова о равенстве прав - не более чем «двойная бухгалтерия». Человеческое общество должно быть гармонизировано взаимодополняемостью женского и мужского начал.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме