В календаре международных кинофестивалей межсезонья не бывает, кинофорумы не боятся ни зимней стужи, ни летней жары, зрители готовы смотреть, а мастера кино показывать фильмы и встречаться. У календаря этого года много красных дат: 50-летие Каннского, 20-летие Московского, 5-летие юного «Артека». Последний, на мой взгляд, - явление уникальное. Не только потому, что он все-таки состоялся, несмотря на все трудности, а потому, что, несмотря на яркое свечение собравшихся там кинозвезд, он - самый демократичный. Может, благодаря очень многочисленному и доброжелательному Большому жюри, в составе которого 4656 артековцев.
«Артек» и его обитатели не раз были не только участниками премьерных просмотров: от фильма «Дети» (по сценарию В.Маяковского), что вышел на экраны в 1928 году, до чешской ленты «Коля» (режиссер Ян Цверак), обладателя «Оскара» 1996 года, но и непосредственными участниками съемок. Так что идея проведения детского Международного кинофестиваля «Артек» витала в воздухе. Сегодня, когда «Артек», по словам его генерального директора Михаила Сидоренко, из воспитательного центра превращается в образовательный, это не единственная программа, которую претворяет в жизнь полностью независимый в финансовом плане от государства «Артек». Кстати, во время фестиваля Михаил Сидоренко отлучался на день, чтобы получить из рук Президента Украины Леонида Кучмы высокую награду - «Орден за заслуги» II степени. С чем «ЗН» еще раз поздравляет Михаила Михайловича.
Такой высокой концентрации людей, любящих дело, детей и кино, я давно не видела. Руководитель проекта фестиваля, заместитель генерального директора МДЦ «Артек» Сергей Ерохин и руководитель пресс-центра Андрей Давыдов, директор артековской дирекции фестиваля Надежда Рындина и неутомимый директор программ Владимир Вагнер, а также «вся королевская рать» «Артека» трудились от зари до зари, волновались и вкладывали всю душу в работу, создавая неповторимую атмосферу праздника.
- Суть нашего фестиваля, - сказал Владимир Вагнер, - прежде всего в том, что он задумывался и продолжает существовать как фестиваль просветительский. Не наша задача определять, какой фильм лучше, какой хуже. Наша задача - посредством кино позволить ребенку увидеть себя самого, мир вокруг себя. Сегодня у нас другие дети, и главное их достоинство - они свободнее и хотят делать себя сами. Без нашей помощи, потому что видят, к чему эта помощь иногда приводит. На нашем пространстве детство очень сузилось, ребята очень рано взрослеют. 16-летний мальчишка лучше знает, как сегодня прожить, чем его 45-50-летний отец. Мы ничего не можем им навязывать, но лишить эмоциональной подпитки, этого воспитания чувств, мы не имеем права. Ранний уход из романтического мира приводит к серьезным болезням. В нашем детстве кино было главным окном в мир и в сказку. Кино - искусство коллективное. В том смысле, что коллективная эмоция, возникающая в зале, когда на экране что-то происходит, шмыганье носом соседа, когда у меня слеза катится по щеке, общий взрыв смеха - за полтора часа это делает больше, чем тысяча слов. На этом мы свой фестиваль и строим.
Программа «Золотая фильмотека», которую помог организовать Госфильмофонд по многочисленным письмам ребят, имела невероятный успех. Как близки и понятны были юным зрителям «Республика ШКИД» и «Алые паруса», «Доживем до понедельника» и «Максимка», восстановленный в цвете «Конек-горбунок» и «Добровольцы». Получился не назидательно-насильственный, а значит, отрицаемый, а естественный мост от поколения к поколению. Большинство картин представляли их авторы, и ребята толпами ходили за Геннадием Полокой и Элемом Климовым, Светланой Светличной и Василием Лановым, Анатолием Кузнецовым и Евгением Стебловым.
Конкурсная программа оценивалась, как уже говорилось выше, Большим детским жюри, итоги подводило Малое жюри, состоящее из 10 человек, по одному представителю от каждого лагеря. Неизменный председатель Малого жюри, любимец ребят, старейший режиссер детского кино - Исаак Магитон. На праздничном шоу-закрытии фестиваля, этой феерии детского творчества, были вручены призы. Авторскую работу Игоря Замедянского, кораблик мечты, со словами «КИНО» и «АРТЕК» на борту, получили: самый увлекательный фильм - детективная комедия «История про Ричарда Милорда и прекрасную Жар-птицу» («Ленфильм», режиссер Нино Ахвледиани); самый веселый - детский журнал «Ералаш» (директор - Борис Грачевский) - этот приз «Ералаш» получает уже второй фестиваль подряд. Как и следовало ожидать, самым добрым был назван фильм «Котенок» («Мосфильм», режиссер Иван Попов) - нежная, трогательная и веселая история о потерявшемся котенке. Маленький Андрей Халимон, исполнитель главной роли в картине «Коля», признан лучшим мальчиком-актером, он действительно непередаваемо убедителен в этой роли. Ирина Ливанова сыграла в этой картине эпизодическую роль матери Коли, и была признана лучшей актрисой. Исполнители главных ролей в музыкальном фильме-сказке «Лиза и Элиза» («Центрнаучфильм», режиссеры А.Згуриди и Н.Клдиашвили) - Юрий Васильев и юная Катя Середа соответственно были оценены как лучший актер и девочка-артистка. Генеральный спонсор фестиваля компания НЕСТЛЕ (торговая марка НЕСКВИК), объединенными усилиями представительств России и Украины, учредила свой приз - за лучший фильм для семейного просмотра. Божок с родины шоколада, хранитель домашнего очага, сделанный руками Игоря Замедянского, уехал в Москву, в семью создателя фильма «Котенок» - Ивана Попова. А кролик Квики был неизменным участником всех фестивальных действ и целые дни угощал артековцев вкусным шоколадным напитком, играл с ребятами и веселился.
Кроме конкурсной программы ребята посмотрели ретроспективу украинского детского кино «Зоряний шлях», в которую вошли «Черная курица» Виктора Греся, сопрезидента фестиваля, «Гелли и Нек» Вадима Ильенко, «Клякса» Анатолия Матешко, картины Евгения Шерстобитова, Владимира Балкашинова, Николая Засеева-Руденко, Андрея Праченко. Посольство Норвегии в России представило на фестиваль пять норвежских фильмов. Была показана ретроспектива фильмов о Москве от «Подкидыша» до «Москва слезам не верит». Один из спонсоров «Артека», агентство «ВидеоАрт» (Москва), познакомил ребят с детским образовательным сериалом «Улица Сезам».
Было бы несправедливо оставить за кадром внепрограммное общение участников и гостей фестиваля, где взрослые дяди и тети, под влиянием «Артека», что ли, становились юными, непосредственными и играли, как дети. Дружно сбегались на экскурсии, любезно организованные устроителями, пароходик погружался в воду по ватерлинию, Раиса Недашковская организовывала актерско-режиссерский хор, Василий Лановой, на правах капитана Грея, занимал капитанский мостик, щелкали фотоаппараты, запечатлевая известные лица на фоне не менее известных крымских достопримечательностей. А КРОКовцы устраивали свой традиционный вечер, развлекали и развлекались частушками и изысканно-продуманным показом мод, которому, поверьте моему слову, позавидует любой форум Высокой моды. А корабль «Маршал Кошевой» - импровизированная уютная гостиница для гостей и участников - подвергся в один из дней нападению пиратов. Слава Богу, все закончилось мирным костюмированным пиратским ужином, где победу за придуманный костюм большинством голосов (все измерялось в децибелах) одержал Богдан Ступка.
Самые главные уроки фестиваля - желание ребят ходить в кино и видеть кино. По-моему, это значит - непотерянное поколение. Если у вас есть желание окунуться в атмосферу фестиваля, смотрите УТ-1: 1 августа - шоу-открытие, 8-го - дневник фестиваля. Жаль, что в «Артеке» в это время не было вашего ребенка!.. Может, стоит сходить с ним вместе в кинотеатр и посмотреть кино?!