Маквала Касрашвили с Борисом Александровичем Покровским |
От словосочетания «Большой театр» у многих людей, особенно среднего и старшего поколения, перехватывает дыхание от восторженного трепета перед поистине высоким искусством. У жителей некогда громадной общей страны, независимо от места проживания, с Большим связаны детские и юношеские воспоминания о знакомстве с удивительной страной по имени Театр, без которой жизнь становится серой и будничной. Из Киева и Питера, Тбилиси и Баку, Иркутска и Владивостока приезжали в Москву потенциальные зрители, и билет в Большой был несказанной удачей, сродни выигрышу в лотерею. А уж когда театр выезжал на гастроли, радости местных его почитателей не было предела. За билетами выстраивались длинные очереди, в театр, как в храм, шли всей семьей, приобщая детей к лучшим образцам оперного и балетного искусства.
Отмечу лишь с глубоким прискорбием, что последние гастроли в столице Украины были в 1976 году, но старожилы их вспоминают и сегодня. Нынешняя управляющая оперой, народная артистка СССР Маквала Касрашвили пела тогда в Киеве «Тоску». Ее великолепное сопрано занимает первые строки в мировой вокальной табели о рангах. В обширном репертуаре лучшие и сложнейшие партии — от Донны Анны из «Каменного гостя» Даргомыжского до Хрисофемилы из «Электры» Рихарда Штрауса, а среди концертных программ Моцарт и Брукнер, Энеску и Шостакович. Когда несколько лет назад Маквала Касрашвили давала в Киеве концерт по приглашению Владимира Крайнева в рамках его фестиваля, успех был ошеломляющий, а зрители разве что на люстрах не висели.
Гастроли Большого театра в Киеве состоятся 19 и 20 апреля в помещении Национальной оперы. Нас «угощают» знаменитейшей оперной постановкой Большого театра, жемчужиной мирового оперного искусства — оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Это пиршество вокала и сценографии, богатство костюмов и голосов, филигранного дирижерского искусства и режиссерских находок преподносят киевлянам продюсерская компания «Альянс Шатро», уже давно зарекомендовавшая себя в успешном осуществлении грандиозных проектов с Мариинским театром, и неизменный «сладкий» спонсор, ценитель большого искусства компания «АВК». Приятно отметить, что постоянную поддержку «Альянс Шатро» в этих подвижнических проектах оказывает Посольство Российской Федерации в Украине и лично Чрезвычайный и Полномочный посол России в Украине Виктор Черномырдин.
В преддверии гастролей Маквала Касрашвили любезно нашла время в своем плотном расписании для беседы.
— Маквала Филимоновна, это сегодня вы — руководитель оперной труппы, с собственным кабинетом, а когда-то пришли в эти стены, перед которыми все трепещут, тем более те, кто начинает. Как это было?
— Случай в жизни человека имеет огромное значение, так и произошло в моей жизни. Я училась на четвертом курсе Тбилисской консерватории, у Давыдовой Веры Александровны, которая в свое время была украшением Большого театра. Случайно меня услышали гости из Москвы. Заведующий оперной труппой Галактинов и Анастасьев, заместитель директора. Тогда искали таланты по всему Союзу, оказались на концерте, в котором я выступала. После концерта Давыдова познакомила нас и они предложили мне приехать в Москву и спеть на прослушивании в Большом. А я мечтала поступить в Тбилисский оперный театр. Через месяц мы получили телеграмму, приехали, спела я удачно. В тот же день меня зачислили в стажерскую группу. Через год уже перевели в основную, и с тех пор, вот уже 36 лет, работаю в Большом театре.
— Как приняла вас Москва?
— Очень тепло, я не чувствовала себя оторванной от своей родины. Тогда это была наша общая родина, мы были братья в настоящем значении этого слова. Это ощущалось здесь во всем. Встать на ноги мне помогли хорошее отношение музыкантов и режиссеров. Повезло, что на жизненном пути встретила Бориса Покровского, Мстислава Ростроповича. В начале моей карьеры посчастливилось с ними сделать «Войну и мир», образ Наташи создать и Татьяну в «Евгении Онегине».
— А какие воспоминания связаны с Киевом, ведь вы участвовали в гастролях 1976 года?
— Когда еще училась в консерватории, приезжали к нам ваши выдающиеся певцы. Украина, как и Грузия, богата голосами. И я помню Соловьяненко, Мирошниченко — незабываемые впечатления. К сожалению, не могу перечислить всех ваших знаменитостей, прославивших Украину. Наш приезд в
70-х — очень значительное событие и в жизни Большого театра, и вашего. Принимали прекрасно, всегда ответственно выступать перед вашей аудиторией, потому что она избалована хорошим пением. Предстоящие гастроли, которые, уверена, пройдут успешно, очень важны для нас. Мы впервые приедем с таким большим спектаклем, лучше этой оперы, на мой взгляд, еще никто не написал в России. Это огромное событие.
— Маквала Филимоновна, в вашем репертуаре были практически все основные партии, которые важны для оперной певицы. Были ли среди них какие-то особо дорогие и важные для вас, без которых вы не представляете своей актерской судьбы?
— Каждая новая работа — шаг к высшему мастерству, каждая имеет особое значение. Первая из них — графиня Альмавива в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Затем — Татьяна и Наташа, которых я называла уже, Маргарита, Тоска. Все противились, чтобы я вошла в «Тоску», потому что мне было 25 лет и все вокруг говорили, что нужно беречь голос. А ставил этот спектакль Покровский, который напомнил всем, что самой Тоске было меньше, чем мне тогда. Мой репертуар не ограничивается Верди, Пуччини. Случайно в 80-м году услышал меня главный музыкальный режиссер Ковент-Гардена и пригласил участвовать в постановке «Дон-Жуана». Успешно выступила в партии Донны Анны, моим партнером был знаменитый на весь мир Дон-Жуан Руждеро Раймонди. Англичане решили, коль я удачно спела Моцарта — значит моцартовская певица. Они не представляли, что могу петь другой репертуар. И всегда приглашали петь только Моцарта. Мне же было интересно постижение новых стилей, хотелось петь и Моцарта, и Вагнера, и Штрауса. Гергиев предложил спеть в «Саломее» и «Лоэнгрине» — это партии отрицательные. А мои героини всегда были положительные, правда, с трагическими судьбами. Мне хотелось отойти от привычного пения, сыграть роль отрицательной героини. И после этого спела штраусовский репертуар в Торонто.
— Актриса должна постоянно жить в определенном режиме — актерский век очень недолог. Певице еще сложнее — голосовой аппарат настолько капризен, часто непредсказуем. Что такое быть певицей, актрисой в быту? Как строится жизнь и как подчинена тому моменту, когда выходишь на сцену?
— Певец должен быть все время в поиске. Всегда у своих партнеров учусь, прислушиваюсь. Стремлюсь у кого-то что-то взять, чему-то еще научиться. Еще и еще, потому что нет предела совершенству. Вот это основной залог успеха, долголетия, долгозвучания. Начала петь профессионально с 13 лет. В училище 4 года проучилась, потом 6 лет в консерватории и 36 лет на сцене. Вот сколько! Должна бы давно перестать петь, но Бог миловал, пою. Вот это основное.
— Кто из партнеров запомнился?
— Уже говорила о встрече с Покровским. Это мой учитель, он дал мне цель, к которой нужно стремиться, раскрыл мою индивидуальность. Когда я пришла в театр, была очень застенчива. Сейчас могу делать все. А началось с того, что я спела, а потом режиссер предложил не петь даже, а сыграть роль. Покровский — такая высокая школа. И Ростропович — тоже. Совершенно не понимала, как спеть сцену письма Татьяны, она казалась мне скучной и однообразной. По совету Ростроповича прочла «Мой Пушкин» Марины Цветаевой, и все заиграло иначе, ушла тоска — ведь ее не может быть при первой любви, в преддверии надежд.
— Вы — «играющий тренер», сами много поете, но и руководите сегодня оперной труппой театра. Поделитесь планами?
— Большие надежды возлагаем на киевские гастроли, на нового главного дирижера Александра Ведерникова, на мировую практику перенесения лучших спектаклей с нашими солистами на нашу сцену, с нашими исполнителями и хором. Теперь это, к счастью, практикуется. К сожалению, 14 апреля улетаю на концерты в Америку, а так хотелось бы побывать в вашем прекрасном Киеве. Надеюсь, эти гастроли — начало новой системы наших взаимоотношений и счастливое продолжение нашей дружбы.