«МАЭСТРО АВДИЕВСКИЙ»

30 мая, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 22, 30 мая-6 июня 1997г.
Отправить
Отправить

Заметки о новом фильме Украинской студии хроникально-документальных фильмов В своем фильме мы пытались отыскать главную идею личности Анатолия Авдиевского...

Заметки о новом фильме Украинской студии хроникально-документальных фильмов

В своем фильме мы пытались отыскать главную идею личности Анатолия Авдиевского. И, кажется, нашли ее - это одержимость, преданность до самоотречения делу своей жизни. Наш фильм - это наша версия духовной биографии выдающегося деятеля украинской национальной культуры. Мы не хотели навязывать зрителю свой взгляд на личность героя, поэтому в фильме нет дикторского текста. Однако... стремились, чтобы каждый увидел на экране своего маэстро нашими глазами.

Анна Ефимовна Авдиевская, мама.

- Толя родился в 1933-м. Страшный был год, голод... Мы тогда жили на Кировоградщине. Люди, как призраки, бродили по селам в поисках куска хлеба. Утром встаем, а вдоль дороги трупы лежат.

Эпизод снимается на Одесщине, куда Авдиевские переехали еще до войны. Беседка щедро обплетена виноградной лозой. Солнечные пятнышки подрагивают на лице Анны Ефимовны. Кинокамера крупным планом выделяет руки женщины. Они красноречивы: жизнь Анна Ефимовна прожила нелегкую. Исстрадалась, дожидаясь с фронта своего Тимофея. Вырастила четверых детей. Овдовела. Теперь живет возле дочерей.

В просторном доме, в зеленом дворике праздничная суматоха. Хлопочут вокруг Анатолия младшие сестры Люда, Валя. Такой родной, такой желанный гость в доме. Когда умер отец, старший брат был им и за отца, помогал матери ставить на ноги троих младших. Сейчас у них свои семьи.

Приезд старшенького - и предлог собраться всем вместе, и повод для бесконечных, милых сердцу воспоминаний.

- Жили мы возле клуба, - рассказывает Анна Ефимовна. - Как только чуть зазеваюсь, Толик уже там, возле оркестра крутится, все норовит ручонкой трубу потрогать. А то еще схватит крышки от кастрюль и ну бабахать ими... Пришлось съездить в Одессу, купить ему детские такие цимбалки.

Глаза у Анны Ефимовны невеселые. Сердцем чует мать, жизнь у старшего сына непростая. Знаменитый дирижер, известный во всем мире руководитель прославленного хора имени Г.Веревки, академик, профессор, лауреат... Почему же у нее так болит сердце за него? Толя, он добросовестный, честный, людьми руководит, значит, в ответе за них. А сегодня и за себя-то постоять нелегко. Так понимает сыновью жизнь Анна Ефимовна.

Переливаются в миске черно-зеленые головастые, знаменитые одесские бычки. Сколько в детские годы выловил их Толя в лимане?! Лукаво подмигивает Валентина младшей Людмиле, дескать, посмотрим, не разучился ли академик бычки чистить? Смеются, подначивают, шутят...

По-крестьянски скрестив под грудью натруженные руки, умиротворенно смотрит на детей Анна Ефимовна. Как говорится, вся семья вместе - и душа на месте. А расставание не отодвинешь: сына в Киеве ждут дела. Когда-то теперь снова свидятся?

Майя Пантелеймоновна Авдиевская, жена.

- Вместе мы живем уже больше тридцати лет. Я даже не могу представить свою жизнь без Авдиевского.

Так по фамилии называют его в хоре. Так называет его и жена. Разоткровенничалась Майя за именинным столом. Очередной день рождения Анатолия Тимофеевича отмечали на даче в Стайках. Правда, назвать это дачей - явно делать из мухи слона. Вросшая в землю, старая сельская хата. Нет здесь калитки в розовый сад, а есть пышно разросшиеся щерица, лебеда. Да еще преданный и взаимно любимый пес Жучок.

Для Анатолия Тимофеевича это обетованная земля. Здесь им с Маей покойно и хорошо.

Познакомились Майя с Анатолием в Полесском ансамбле песни и танца «Ленок». С дипломом Одесской консерватории пришел он в ансамбль художественным руководителем и главным дирижером. Здесь же влюбился в красавицу плясунью Майю. С тех пор они вместе живут в любви и согласии.

Майя работает хореографом, учит танцевать малышню, готовит смену для танцевальной группы хора. Мальчишки и девчонки, непослушные, заводные, вокруг нее, как пчелиный рой.

Кстати, ей иногда легче справиться с этой галдящей оравой, чем подчас с одним Авдиевским. Но в жизненно важном они всегда заодно, единомышленники.

- Помню, выступали мы во Львове, это еще в те сложные времена. - От воспоминаний глаза у Майи заблестели. - Приходит в гостиницу к нам человек в штатском и говорит: есть рекомендация песни на стихи Шевченко в концертах не исполнять. Дескать, Галичина, регион сами понимаете какой...

Авдиевский выслушал его спокойно. А вечером... воспламененный песнями Кобзаря, зал стоя аплодировал «Заповіту», «Думам...». Потом Авдиевского обвиняли в национализме.

Первые колядки на Крещатике в начале девяностых пели питомцы Авдиевского. Люди на улицах восторженно встречали их. Это были первые зернышки пробуждения национального самосознания.

В цветастых леггинсах, свободной блузке Майя уютно примостилась на табуретке (когда мы снимали, в доме шел ремонт) и восторженно рассказывала, рассказывала. Это был рассказ о любимом человеке. Женой Авдиевского быть нелегко и непросто. Надо иметь характер. И надо уметь уступать. Майя терпелива, и, главное, она понимает мужа, и прощает, и помогает ему жить, работать, творить. Самоотверженно ездила с ним по самым отдаленным, самым глухим селам. Собирали народные песни, слушали, записывали. А потом, расцвеченные живыми и сочными красками, в обработке Авдиевского звучали они в исполнении хора. И это был их совместный успех.

Анатолий Тимофеевич Авдиевский, маэстро.

- У меня такое чувство, что творчество мое никому не нужно. Сегодня никто по-настоящему не ценит талант, который мог бы послужить народу.

Говорит эти слова Анатолий Тимофеевич с горечью, затаенной обидой человека, чья жизнь отдана идее одержимости в искусстве.

Все у нас есть: несравненный автор песен - народ. Есть публика, которой эти песни нужны. И это доказал концерт хора им.Г.Веревки во Дворце «Украина». Есть упоительные голоса. Нет одного - заинтересованности государства, его поддержки. Много ли афиш, даже в столице Украины, извещают о выступлениях украинских певцов, национальных коллективов? К сожалению, отечественные законы не работают на защиту украинской песни. Понятным становится настроение человека, до самозабвения влюбленного в народную песню и взявшего на себя ответственность не только за ее настоящее, но и за будущее.

На 5-ю годовщину независимости мы снимали концерт хора на открытой площадке у арки Дружбы народов. Масса людей шла и шла на звуки песни. Вдохновенно, неистово дирижировал хором маэстро Авдиевский.

Песня, казалось, виртуозно соткана из мириад звуков, гармонично переливающихся друг в друга, искристо дробящихся и снова сливающихся как бы в экстазе высокого творческого парения.

А какой кадр - крупный портрет дирижера метров, наверное, на семьдесят! В нем - страстность и лукавство, восхитительно деликатные нюансы одобрения и подсказки, удовлетворения и упрека и еще чего-то, что словами не выразить: это надо видеть и слышать. Весь он - и преданный служитель искусства, и его сладостный невольник, и его гениальный певец!

Малиновый пиджак непринужденно растегнут, откинута крышка рояля. Это даже не интервью, это просто разговор о жизни, о времени, о ценностях. Маэстро сокрушается как-то личностно и в то же время по-государственному.

- Что-то духовное уходит из нашей жизни. Раньше у сельских хат в палисадниках мальвы росли. А сейчас лук, редиска, морковка, все на продажу. И ведь не от бедности. Вместо песен на вечерницах магнитофоны надрываются. А песня наша - она для очищения душ людских, для преисполнения гордостью.

Суть характера маэстро наиболее выразительно, наиболее глубоко и многогранно раскрывается на репетициях. Талант сам по себе - это только лишь сырье, алмаз, над которым надо очень хорошо поработать, чтобы лучисто засверкал он бриллиантом. И к артистам, и к себе он безжалостен в своей требовательности. Если Авдиевский чем-то недоволен, он не дает выхода злости, он сердито юморит: «Ну, что это такое у тебя медвежье получается»... И очень смешно подражает провинившемуся.

Маэстро сердечный и скромный. Когда наш режиссер Сюзанна Шаповалова впервые встретилась с ним по поводу съемок, он отнекивался, придумывал всякие причины. Но Сюзанна, попав в плен его безбрежного обаяния, была непреклонной в желании сделать фильм об этом удивительном человеке. Если честно, вся наша женская киногруппа была влюблена в Анатолия Тимофеевича. Думаю, если фильм получился, то только благодаря этой любви. Ну и, безусловно, таланту режиссера.

В народе существует такое поверье: если сын похож на мать, он будет счастлив. Анатолий Авдиевский похож на свою маму.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК