Премьера спектакля по пьесе Эжена Ионеско «Лысая певица» состоялась на сцене Государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого. Впервые за восьмидесятилетнюю историю вузовского театра подмостки его были отданы драматургии абсурда.
Для большинства режиссеров творчество Ионеско - не поддающаяся дешифровке криптограмма, неразрешимая загадка. Для филологов - увлекательнейшая головоломка, игра, в которой обезумевшая форма правит бал, а бесспорно угадывающийся за нагромождениями противоречий смысл отвергает костыли логики. То, что сделал из «Лысой певицы» преподаватель Евгения Гулякина (кстати, спектакль - ее режиссерский дебют), не выглядело ни скучной шарадой, ни озвученной заумью. Увиденное было прежде всего зрелищным. И местами просто невероятно смешным. Молодым артистам предоставили возможность максимального самовыражения. И они ею сполна воспользовались. Вообразите себе свежесть студенческого капустника в сочетании с приобретенной актерской профессиональной грамотностью. Влейте эту пьянящую смесь в меха непривычной драматургии, знакомой украинцам лишь с перестроечных времен (да и то не всем, а главным образом высоколобым читателям интеллектуального «Всесвіта», где прежде «Лысая певица» печаталась) - и вы получите некоторое представление о спектакле. Если же хотите получить более полное - придется поторопиться. Потому что студенческие постановки не живут долго. Меньше десятка раз будет сыгран этот бесспорно удачный, «на ура» принимаемый специалистами спектакль - и студенты, задействованные в нем, станут выпускниками. То есть, вероятнее всего, безработными. Актерский рынок труда в Украине напоминает очередь за хлебом времен военного коммунизма.
Будут возвращены другим театрам взятые в долг стробоскоп и дымовая машина. Разобраны декорации. Погружены в пыльное забвение нарисованные часы с неподвижными стрелками - центральный символ спектакля, олицетворяющий застывшее время. Оставшиеся несколько представлений не будут, очевидно, триумфальными - «раскрутки» никакой у «Лысой певицы» нет. О премьере мы узнали лишь потому, что трое студентов-исполнителей главных ролей записывались в нашей радиопьесе. (Они рассказали о подвижничестве режиссера, вложившего в постановку собственные скудные средства.) Публика же у институтского театра специфическая - либо коллеги, либо случайная молодежь, школьники, учащиеся ПТУ, для которых закурить прямо в зале и громко прокомментировать ту или иную мизансцену - в порядке вещей. Широкий зритель наверняка тоже не чужд желанию подумать и посмеяться одновременно. Однако о спектакле он может попросту не услышать.
Право же, хотелось бы сделать что-то хорошее для ребят, которым посчастливилось отлично выучиться на артистов в смутное и абсурдное время, хороших актеров, писателей, режиссеров отторгающее. Назовем хотя бы по именам их, подаривших нам пару часов отменного настроения. Благо действующих лиц у Ионеско немного.
Мистер и миссис Смит - Максим Максимюк и Светлана Шекера. Мистер и миссис Мартин - Максим Шкуратов и Лена Огороднийчук. Главпожарник - Вадим Донец, служанка - Сергей Новик, певица - Ирина Белоус (курс доцента Юрия Высоцкого).
Как нам стало известно, сейчас рассматривается возможность спектакль сохранить, перенеся его на другую сценическую площадку. Если наша заметка послужит аргументом в пользу такого решения - будем этому рады.