11–14 ноября в Киеве состоялась Шестая киевская международная книжная ярмарка «Книжковий світ-2004». Это вторая специализированная книжная выставка-ярмарка, проведенная в Киеве на протяжении этого года. Выходит, столица нуждается в литературе. Она читает!
Подобные мероприятия в Украине, очевидно, призваны опровергать утверждение касательно стесненного положения национального книгоиздания. Собственно, цель ежегодной книжной выставки-ярмарки — представить достижения года работы книгоиздателей, книгораспространителей, профессиональных изданий, профильных организаций, союзов, ассоциаций и т.п. В одном лишь стольном граде Киеве ежегодно проходят две всеукраинско-международные выставки (перед осенним «Книжковим світом» — весенний «Книжковий сад»), а кроме того, во Львове ежегодно проводится «Форум видавців», в Одессе — «Зелена хвиля» (а есть еще и харьковские, днепропетровские выставки). Итак, буквально за несколько месяцев в нашей издательски-притесненной стране выпускают столько всего, что (есть несколько вариантов ответов) либо так хочется это все показать, что нет сил терпеть целый год, либо всего настолько много, что ни один выставочный зал не способен уместить весь книжный задел тружеников-украинцев.
Более того, эти выставки стараются конкурировать между собой. Особенно ярко выражено издательско-выставочное соперничество Киева и Львова: получается своеобразный «Форум vs Світ». Так хочется на фоне «Киевского книжного ноября» вспомнить главное событие в книжном мире Украины — сентябрьский львовский форум, однако воздержусь от соблазна сравнить их достижения в этом году.
На открытии ярмарки глава оргкомитета выставки, президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Украины Александр Афонин довольно смело и откровенно заявил: «Книжковий світ-2004» — лучшее подтверждение того, что высокое художественное слово в Украине существует». А депутат Верховной Рады Украины, писатель, лауреат премии имени Леси Украинки Виктор Веретенников весьма радовался тому, что выставка проходит именно в Киеве, в городе, где сконцентрирован весь литературный и научный потенциал Украины. (Это, наверное, для тех, кто об этом не знал.) Итак, книжную выставку, состоявшуюся в экспоцентре «Спортивный» Национального университета физвоспитания и спорта (о чем свидетельствовали баскетбольные корзины в первом выставочном зале, похожие на псевдонимбы над головами издателей), считаем открытой.
Первый день
В двух выставочных залах разместились 179 стендов, на которых было представлено около 170 издательств. Ежедневно происходило несколько разноплановых мероприятий, подчеркивающих многогранность замысла выставки. Сразу после церемонии открытия выставки, генеральным спонсором которой является ГП ЗМБК «Івченко-прогрес», состоялась презентация книги «Олександр Івченко — авіація та особистість» Ю.Виленского и Ю.Муравьева и «восемнадцатиминутная импреза для одиннадцати человек» — презентация книжки О.Пелеха и Л.Мекирдичана «Фронтовой бомбардировщик ИЛ-28», в создании которой принимал участие «непростой многофункциональный коллектив».
В первый день выставки прошли два уже традиционно-классических мероприятия — презентации блокбастеров осени: серии «Граффити» от харьковского издательства «Фолио» и книги Дмитрия Стуса «Василь Стус: життя як творчість» и компакт-диска «Живий голос Василя Стуса». Модерную украинскую литературу представляли Юрий Покальчук, Наталка Сняданко, Сергей Жадан и Ирена Карпа, которые читали тексты, «нигде не печатавшиеся». Они наверняка уже немного устали читать тексты, «нигде не печатавшиеся», и, возможно, писать их. Карпа объяснила, что «у нее сегодня плохая дикция» и что книга вообще-то не готова, хотя уже должна была бы, но называться она будет «Перламутрове порно». Жадан и Покальчук о дикции ничего не говорили, но читали не лучшим образом. Дмитрий Стус в который раз доказал, что сам по себе (то есть независимо от отца — классика украинской литературы) достоин того, чтобы его уважали.
День детей, учеников, иностранцев и России
Следующий день был значительно оживленнее. Это был День детской книги, День учебной литературы и День иностранных языков. Он начался так называемой деловой встречей с руководителями украинских издательств, книготорговых фирм, библиотек, высших учебных заведений при участии представителей министерств и ведомств на тему «Перспектива развития книгообмена Украины с Российской Федерацией», где, в частности, должны были обсуждаться соотношение украинской и российской книги на книжном рынке Украины и преодоление диспаритета. Однако состоялась не менее деловая встреча с Анатолием Горбуновым — вице-президентом и исполнительным директором Ассоциации книгораспространителей независимых государств. Его доклад — очень интересный и содержательный — был подкреплен многочисленными фактами — и цифрами, и «действиями». Например, было ли вам известно, что Россия занимает четвертое место в мире по количеству выпущенных за год наименований книг? В прошлом году оно составляло 81 тысячу, общий тираж — 702 миллиона экземпляров (ожидается, что в этом году оно достигнет 90 тысяч). Что в России 6187 издательств, более половины которых сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге? Что в России около 5 тысяч книжных магазинов? Что товарооборот книг в России составляет 1,5–2 млрд. долларов в год? Что самые крупные тиражи книг таких популярнейших авторов, как Донцова, Маринина, Полякова, Бушков и Даниэла Стил, достигают нескольких сотен тысяч? Наконец, известно ли вам, дорогой читатель, что в России есть проблемы в книгоиздательской области? Например, из-за своеволия местных властей закрываются книжные магазины там, где они крайне необходимы, например в маленьких городках, в Сибири и в Краснодарском крае. Средняя цена книги составляет 4 доллара, при том что наценка в Москве — 80—100%, а в Петербурге — 81%. Эти цифры помогают понять следующее: в России на одного читателя приходится почти одна книга в год, а в Украине на одну книгу в год — целых три читателя (в Европе этот показатель в среднем составляет около 6–7 книг на человека). Анатолий Горбунов отметил, что сотрудничество с Украиной часто весьма проблематично из-за пересечения границы, изменения налоговых ставок. Он обрадовался тому, что в Украине налог на книгу действительно 0%, однако огорчился, узнав, что только на книгу, изготовленную в Украине. Тем не менее, выразил надежду, что с созданием единого экономического пространства многие проблемы в конце концов будут решены.
В тот же день Андрей Кокотюха презентовал книгу «Криминальная Украина» и «Почему Украина не Россия?». (Он же является лауреатом ІІІ премии конкурса «Коронация слова» этого года.)
Андрей Курков в который раз представил «Последнюю любовь президента». Троица с «1+1» — Юрий Макаров, Ольга Герасимьюк и Станислав Чернилевский (оставшийся за кадром) — презентовали общую работу «Ти не один. Із новітньої історії українського телебачення». Это, по словам Юрия Макарова, «гибрид мемуаров и попыток понять, что такое современное телевидение», ничего, кроме правды, в нем нет, как нет и сенсаций или острых моментов. Тем не менее, Константин Родик признался, что книга его поразила.
Нереальный день
Предпоследний день выставки был фантастическим. В смысле, он был объявлен как День фантастической литературы. И в смысле, что он таки был удивительным. Презентация журнала «Реальность фантастики» (единственная!) собрала полный зал «фанов» — приверженцев фантастики. Это уникальное украинское издание: рядом с отечественными писателями-фантастами печатаются победители международных конкурсов, признанные звезды жанра, и вдобавок на «Евроконе» «Реальность фантастики» была признана лучшим журналом Европы. Проходили встречи с писателями-фантастами Мариной и Сергеем Дяченко, Г.Л.Олди (Олег Ладыженский и Дмитрий Громов), Андреем Валентиновым, Владимиром Ареневым, Яной Дубинянской, Ильей Новаком.
Под конец рабочего дня Тарас Федюк представлял поэтическую серию «Зона Овідія». За год киевское издательство «Факт» выпустило 14 (из запланированных 50) книг известных и малоизвестных поэтов, молодых и немолодых. Это изысканный и утонченный подарок. Среди них сборник «распространенного в донецком самиздате» Олега Соловья, «Болотные огни» — творение восьми молодых полтавских поэтов, посмертное издание стихов Владимира Затуливитера, первая книга культового львовского поэта Назара Гончара, очередные сборники Ивана Андрусяка и Людмилы Таран и др. В серию также входят произведения нескольких украинских поэтов, пишущих на русском языке, и обязательно войдут несколько знаковых зарубежных авторов из разных стран.
Предпоследнее слово
Собственно, это не все, что происходило на протяжении четырех дней. На выставке сделали ставку на популярную литературу, пишущуюся и издающуюся в Украине, ожидали массового наплыва столичных книголюбов. Ведь проведенная рекламная кампания была весьма мощной: наклейки в метро, плакаты в городе, целевая реклама в специализированных учреждениях. Однако немногочисленными посетителями едва ли не каждой презентации были журналисты, участники ярмарки, авторы и «лица из окололитературной среды» (составлявшие едва ли не треть от общего количества посетителей). Конечно, происходившее прямо на стендах привлекало больше внимания «простых людей», не особо заангажированных всяческими книгоиздательскими и литературными «заморочками».
Выставка была ориентирована на средний литературный класс читателей, то есть лиц, во-первых, со средним уровнем интеллектуального развития, а во-вторых, с карманом средних размеров, ценителей массовой литературы. Однако она показала: мало того, что цены на «самые попсовые» издания далеко не средние, да и попсы как таковой у нас просто нет. Даже популярные представители модерной украинской литературы Жадан и Карпа с их безумными несколькотысячными тиражами принадлежат к литературе, как говорится, на любителей, а таковых немного. Так можно ли считать отсутствие продукции, способной удовлетворять потребности значительной прослойки общества, отсутствием самой этой прослойки? То есть, где наш средний класс, для которого литература, книги являются способом развлечься, почитать, «отключиться» после рабочего дня и т.п.? Соответственно, в который раз возникает вопрос: где украинские Донцова, Маринина и т.д.? «Книжковий світ-2004» как массовое мероприятие в Киеве засвидетельствовал, что свою аудиторию знает и владеет ею лишь «Реальность фантастики». Однако создается впечатление, что киевляне не просто не читают — они не умеют читать. На книжной ярмарке не было толпы (поскольку всем хватало места), посетители там дышали свободно (поскольку кислорода было предостаточно), их немногочисленные лица качественно отличались от лиц студентов инфиза. О значимости и масштабности «Книжкового світу-2004» свидетельствует следующий красноречивый факт: там не было Юрия Андруховича.
Результаты местного рейтинга
Поскольку за 52 дня, прошедших со времени завершения Форума издателей во Львове, в Украине было выпущено немало новых изданий, они должны быть оценены, и надлежащим образом. Поэтому была создана экспертная комиссия — жюри конкурса «Книжковий світ-2004», главой которого стал Николай Сенченко, директор Книжной палаты Украины, а его заместителем — Наталия Петрова, заместитель директора Книжной палаты Украины. Из семи членов жюри отметим литературных деятелей: Евгения Белоусова, руководителя секции детской литературы Союза писателей Крыма, детского писателя, а также Андрея Куркова, заместителя председателя Национального союза писателей Украины, писателя; представителей издательств «Мистецтво» и «Либідь». Определяли Гран-при конкурса, а также по три победителя в одиннадцати номинациях, к тому же шесть дополнительных номинаций и шесть отдельных грамот. Раздавали призы «Золотого Нестора-летописца», «Серебряных Несторов-летописцев» и дипломы (собственно, согласно действующему украинскому правописанию (Український правопис. — К.: Наукова думка, 1997. — 240 с.), §38, п. 1., тот, кого имели в виду, является Нестором Летописцем). Итак, Гран-при «сорвала» «Енциклопедія трипільської цивілізації. В двох томах», выпущенная «Индустриальным союзом Донбасса», г. Киев. «Лучшей книги об Украине» не выпустили. Среди других номинаций и победителей «Лучшей учебной книгой» стал комплект изданий по вопросам экологии, «Либідь», г. Киев; «Лучшей детской книгой» — «Тарасове перо» Е.Белоусова, издательский центр «Просвіта», г. Киев; «Лучшей книгой по искусству» — «Музей історичних коштовностей», «Мистецтво», г. Киев; «Наиболее популярной книгой года» — «Последняя любовь президента» А.Куркова (единственная награда в номинации). (А теперь поиграем в игру «Найди хотя бы одну незакономерность»!)
На подготовку новых издательских «блокбастеров» остается целая долгая украинская зима. Учитывая опыт книжных выставок этого года, девизом следующего «столичного феста» должно бы стать: «Киевляне, опомнитесь! Вы читать умеете?»