Лидия Спасская. Автопортрет |
В церкви Святого Сергея Радонежского молодая художница познакомилась с сестрой Иоанной (в миру — Юлией Николаевной Рейтлингер), которая научила ее темперной технике иконописи, со священником и философом Сергеем Булгаковым, основавшим в Париже институт богословия. Его студент Василий Спасский вскоре стал женихом Лидии...
В творчестве художницы видное место занимают портреты. Еще в детстве она долго всматривалась в человеческие лица, чем смущала незнакомых. За творческую жизнь Лидии Спасской объектами ее внимания стали сотни людей. В каждом она находила что-то хорошее, присущее только этому человеку. Судьба, забрасывая художницу во многие уголки бывшего Союза, давала пищу для творчества. В Карпатах, на Кавказе, в Казахстане, многих других местах талантливая женщина создала десятки пейзажей, в которых земная красота предстает во всем ее разнообразии. Величественный вид с изображением сооружений Троицкого монастыря капуцинов в Остроге сегодня украшает стены восстановленного Национального университета «Острожская академия». Другой пейзаж — «Замковая гора в Остроге» — хранится в музее Тараса Шевченко в Торонто. А цветочные натюрморты художницы столь яркие и живые, что, кажется, никогда не увянут.
Большая композиция «Восстание рабочих в селе Новомалине 1905 года» добавила художнице веру в собственные силы. Работа демонстрировалась на выставках в Ривном, Киеве и Москве, была удостоена грамоты Украинского республиканского совета профсоюзов.
Эта картина и другие исторические холсты, а именно «Битва с татарами под Острогом 1578 года», «Северин Наливайко в Остроге», «Восстание острожских мещан против княгини Анны Алоизы Ходкевич 1636 года», «Въезд Богдана Хмельницкого в Острог в декабре 1648 года», приводят к заключению, что художественный стиль Лидии Спасской сформировался не без влияния импрессионизма. В батальных и групповых сценах четко размежеван передний и задний планы, соблюдена строгая симметрия в построении композиции, что убедительно свидетельствует о творческой зрелости художницы.
Со середины 50-х годов прошлого века Лидия Ивановна почувствовала внутреннюю потребность рисовать иконы и расписывать храмы. Хотя во времена воинствующего атеизма заниматься этим искусством было опасно, она рискнула, поскольку увидела в этом свою дорогу к Богу.
Ее иконописные работы стали украшением храмов разных стран.
А началось все со встречи с знакомым отцом — Сергеем Кульчицким. Именно он пригласил художницу в Дермань. Для сельской церкви она создала картину «Голгофа» и икону Святых Петра и Павла. По заказу этого же священника, который переехал служить на север России, Лидия Ивановна расписывала церкви в Архангельске, Мурманске, Великом Устюге. Тамошний архиепископ Гавриил предложил ей написать иконы для соборов в Астрахани и Ташкенте. Кисти Лидии Спасской принадлежат также полотна «Въезд Господний в Иерусалим» и «Нагорная проповедь Иисуса Христа» в Свято-Троицком соборе в Луцке. А храм Святого Феодосия Черниговского в этом городе она расписала почти полностью.
Исследовательница творчества художницы Ярослава Бондарчук не ошиблась, когда отметила: «Образ умирающего на кресте Спасителя («Распятие»), нарисованный Лидией Спасской для одного из алтарей костела Успения Девы Марии в Остроге, поражает внутренним глубоким содержанием, суть которого — в необходимости собственной жертвы и страдания для спасения человечества»…