ЛЕЛЕЮТ ТАЛАНТЫ

18 апреля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 18 апреля-24 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

В Украине? Только искусство может сделать переносимым ужас и абсурдность бытия. Марк Ротко Талантливые люди, как и произведения искусства, существуют вне времени...

В Украине?

Только искусство может сделать переносимым ужас и абсурдность бытия.

Марк Ротко

Талантливые люди, как и произведения искусства, существуют вне времени. Неординарность таланта всегда находится на грани парадокса, выходит за пределы социума, эпохи, рискует быть не понятым, не оцененным, отторгнутым. Жаль, что часто мы из-за своей нарочитой слепоты упускаем чудо, которое находится рядом с нами...

Алексей Ратманский - это не просто популярный танцовщик. Ратманский - это уже сложившаяся личность состоявшегося, хотя и молодого артиста балета. Увидев на афише его имя, публика с удовольствием идет в театр, потому что знает: если на сцене Алексей Ратманский - это будет интересно, это - гарантия отменного качества исполнения, неординарности события, это - умно и зрелищно, что называется полезно и уму, и сердцу. По опросам московской газеты «Культура», заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов, ведущий солист Национальной оперы Украины Алексей Ратманский был назван «лучшим танцовщиком 1996 года»...

В жизни Алексей - мягкий, воспитанный, предельно деликатный человек, я бы сказала, даже стеснительный - обладает даром абсолютного перевоплощения на сцене. Эти метаморфозы удивительны и необычны - потерян и безутешен, убит горем его Альберт, живой и любознательный, авантюрный его Джеймс, непостижимый его Фавн... Его жизнь на сцене многолика, как и жизнь любого лицедея. Каков же он, настоящий, что ему близко, что дорого и значимо более всего?..

Есть люди, чья жизнь окутана каким-то флером загадки, она непостижима для других. Они неоднозначны и неуловимы, их истинные мысли и желания никогда нельзя понять «с разбега». Потому вся их деятельность, их достижения или просто увлечения вызывают непреодолимый интерес. Ибо интуитивно чувствуешь, что необъяснимая магия притяжения в результате оправдает себя, причем неожиданно и непредсказуемо.

Его манера исполнения не несет в себе бравады, в ней напрочь отсутствует грубый эпатаж, он умеет тонко обходить обостренные, двусмысленные мотивы... Танец Ратманского - светел и чист. И это присутствует во всем - начиная от внешнего образа, демонстрации «школы», интерпретации, наконец игры, и, оканчивая глубинными запасами и подтекстами «зерен» роли...

Наше первое знакомство с Алексеем Ратманским состоялось в 1994 году на I международном конкурсе артистов балета и балетмейстеров им.С.Лифаря, лауреатом которого он стал. Незадолго до начала конкурсных баталий Алексей вернулся из Канады, где он работал несколько лет солистом балета в Виннипегском театре. В дни конкурса артист предстал не только блистательным исполнителем, но и, что всех приятно удивило, самобытным, остроумным фантазером-балетмейстером. Казалось, киевский балет приобрел перспективного творца, а у публики появился еще один любимец...

Шло время. И у многих профессионалов и любителей высокого балета вызывало недоумение, почему такой яркий и самобытный артист - столь редкий гость на сцене Национальной оперы? Его имя практически не появляется на афишах в Киеве. В январе 1995 года состоялся творческий вечер молодого мастера - единственный за два театральных сезона, а за весь этот период артист выходил на сцену родного театра считанные разы. Время показало, что все надежды тщетны: Ратманскому работать в Киеве не давали, не дают и, как оказывается, не собираются давать. Главный балетмейстер Национальной оперы Анатолий Шекера выразил свою мысль коротко и ясно: «Театр может обойтись без вас»...

К счастью, в то же самое время Алексей Ратманский плодотворно работал в Москве (кстати, именно там он получил профессиональное образование - сначала в МАХУ, а потом в ГИТИСе). Творческие вечера, участие в бенефисах, гала-концертах, съемки на телевидении, многочисленные гастроли за рубежом - одним словом, напряженная творческая работа шла полным ходом. «Вне Киева я своей творческой деятельностью абсолютно удовлетворен: много чего сделал и практически все, что планировал, осуществил. Это и классика, и современная хореография, а также мои собственные новые работы»... Ощущая себя невостребованными в Киевском театре, Алексей и Татьяна (супруга и партнерша) вынуждены были избрать для себя новый вид деятельности - концертно-гастрольный. «Это очень тяжело, так как все время мы должны репетировать сами. Могу сказать, что наша гастрольная деятельность уже себя исчерпывает. Это престижно, чрезвычайно интересно, однако же значительно сложнее, нежели бы мы работали в стационарной труппе, имели свой постоянный репертуар, репетиторов и т.д. В данном случае мы зависим только от самих себя. Но с другой стороны, если бы мы себя не изнуряли работой, то от вынужденного бездействия, в которое были поставлены дирекцией театра на протяжении этих двух лет, мы бы просто деградировали... Я не могу сидеть и ждать, когда некто милостливо разрешит мне выступить на сцене родного театра. Естественно, я с удовольствием езжу в Москву на концерты, благо меня туда активно приглашают...»

Кстати, любое выступление танцовщика-балетмейстера в «белокаменной» - одного из главных центров мирового балета - вызывает буквально бурю восторгов в прессе. На вопрос российской газеты «Экран и сцена» - «Самое яркое впечатление минувшего года» балетный критик Наталия Звенигородская ответила следующее: «Алексей Ратманский. Такого понимания, что делает, такого сочетания ума, чувства, артистизма и сверхъестественной интуиции не помню со времен «золотого века» советского балета...» Вот так!

К сожалению, киевскому зрителю неизвестно, какими критериями руководствуются, кто нужен театру, а кто - нет. Киев издавна славился своей театральной публикой - умной, внимательной, страстной. И этот зритель имеет право видеть на сцене театра своих любимцев, среди которых, безусловно, и Алексей Ратманский. Однако, если вдруг он станет солистом балета в другом театре другой страны, на этот раз мы будем знать, кто вынудил этого талантливого артиста покинуть страну.

По результатам опроса московской газеты «Культура» Алексей Ратманский назван лучшим танцовщиком 1996 года. А вот в Киеве он кому-то не по душе... Я верю, придет время, и в Украине наконец-то поймут, что лелеять собственных талантливых мастеров - дело престижное и благородное. Истинное возрождение Украины не состоится без уважения самой Украины к своим талантам!

P.S. 20 апреля в Большом зале консерватории в рамках VI Международного фестиваля «Мистецьке Березілля-97» состоится вечер хореографии Алексея Ратманского. В программе: хореографические миниатюры в исполнении ведущих солистов Киевского балета и премьера нового балета А.Ратманского «Повозка папы Жюнье, или Пикник» на музыку Рихарда Штрауса. Начало в 20.00.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК