Работы по спасению уникального творения венских мастеров, которое за свою вековую историю пришло в угрожающе плачевное состояние, начались более трех лет назад. Начались при отсутствии финансирования. И поэтому находились под постоянной угрозой срыва. Между тем, эти работы по своему характеру весьма непростые и связаны с огромной долей риска. Их нельзя прерывать. Об этом записано во всех официальных бумагах, выводах специалистов, заключениях высоких комиссий. Однако соблюсти непрерывность процесса строителям так и не удалось. Из-за отсутствия средств работы сегодня практически приостановлены. Специалисты уверяют, что опасность для театра еще не миновала и данная пауза, если затянется, чревата еще большими разрушениями и вообще может привести к непредсказуемым последствиям.
Напомню, что работы ведутся по усилению основания фундамента. О том, какие страсти и споры кипели между учеными и специалистами относительно того, как их провести, не причинив еще большего вреда зданию, не нарушая при этом привычную жизнь театра, «Зеркало недели» подробно писало.
Дело в том, что здание построено на коварных лёссовых грунтах, обладающих просадочными свойствами. И как только в них попадала вода (а течи в водопроводных и канализационных сетях всегда были привычным явлением начиная с конца прошлого века и по нынешний день), они тут же давали осадку. Вместе с ними оседал и театр, оседал неравномерно, то одна его часть, то другая. От этого постоянного перекоса стены и перекрытия постепенно деформировались, в них образовывались зловещие трещины, что и приводило к угрожающему разрушению здания и его скульптурных групп.
Чтобы предотвратить гибель этого уникального архитектурного ансамбля, решено было поставить его на сваи. Сваи должны были пройти через толщу ненадежных, подвижных лёссовых грунтов и опереться на устойчивое основание — известняк. А теперь представьте картину, при которой одна сторона театра стоит на сваях и жестко закреплена, а другая — на просадочном грунте и подвижна. Такое положение для здания смерти подобно, как говорили специалисты. Поэтому задача строителей в такой ситуации заключалась еще и в том, чтобы, не дай Бог, не устроить театру искусственный перекос. Вместе с тем, когда строители спустились под землю и, вскрыв часть фундамента, начали устанавливать сваи, обещанное финансирование повисло в воздухе.
И вот 30 июля 1999 года, когда объем основных работ по усилению фундамента был выполнен на 52%, правительственная комиссия, проверяя техническое состояние здания и ход выполнения работ по реконструкции, констатировала: затягивание сроков, в связи с несоблюдением графика финансирования, привело к появлению в стенах дополнительных трещин и в результате к дополнительным работам, не предусмотренным сметой. А далее говорилось: «Сложившаяся ситуация создает угрозу лавиноподобного обвала конструкций»; «невыполнение работ по усилению фундаментов и конструкций узлов, которые находятся в аварийном состоянии, может значительно ухудшить техническое состояние здания и привести к непредсказуемым последствиям»; «комиссия считает необходимым немедленно обеспечить финансирование в сумме 5961 тысяч гривен из госбюджета до конца года».
Однако, несмотря на эти столь впечатляющие выводы, деньги в полном объеме выделены не были. И здание по-прежнему стояло на костылях. 1 декабря 1999 года Кабмин своим распоряжением утвердил титул стройки, согласно которому были расписаны источники дальнейшего финансирования. На 2000 год госбюджет должен был выделить 15 млн. гривен, областной — 1 млн. 900 тысяч, 750 тысяч необходимо было изыскать самостоятельно. Но, увы, государство не дало ни копейки, область — 400 тысяч, город — 100 тысяч. В итоге на сегодняшний день с горем пополам установлено 1700 свай из 1800 запланированных, которые строители собирались забить еще в конце прошлого года. Иными словами, для завершения осталась самая малость. Но денег нет, и работы вновь приостановлены.
Как сообщил глава дирекции по реконструкции театра Иван Волощук, на позапрошлой неделе вопрос о финансировании оперного театра наконец-то был рассмотрен Кабмином. Вместо обещанных 15 млн. правительство выделяет всего 5 млн. «Однако когда мы их получим, неизвестно, — говорит Волощук. — Если 68 млн. гривен, запланированных из госбюджета на реконструкцию и реставрацию Одесского оперного театра, которые мы должны получить до конца 2002 года, будут выделяться такими темпами, как сейчас, то этот процесс затянется на 20 лет. Если бы здание не разрушалось — не падали карнизы, кровля, — то можно было бы ждать. Но ведь сегодня процессы разрушения опережают процессы восстановления. Какой же тогда смысл в реконструкции»?
Сегодня с просьбой выделить денег в Кабмин обращаются не только дирекция по реконструкции театра и местная власть, но и строители, которым за работу задолжали 3 млн. гривен. Они, по сути, за счет своих оборотных средств покупали стройматериалы и выполняли работы. Словом, деньги вложили, а обратно ничего не получили. И многие из них сегодня банкроты. Между тем, это лучшие строительные организации, которые выиграли тендер на участие в реконструкции театра.
Пишут в Кабмин не только строительные организации, но и семьи строителей. Мать пятерых детей из Луганска жаловалась, что отец и два сына уехали в Одессу ремонтировать театр. Прошло уже семь месяцев, а им ничего не заплатили. «За это время, — поясняет женщина, — у нас родилась внучка. Ей уже пять месяцев, но они не могут даже приехать из Одессы посмотреть на нее, не за что купить билет».
Кабмин эти слезные письма отсылает областному руководству, а областное — директору стройки. А директор направляет их тому же руководству с просьбой помочь, а руководство — Кабмину. Заколдованный круг. Областные власти намерены просить правительство, чтобы при формировании бюджетов сумму, выделенную ею на реконструкцию и реставрацию театра, оно оставляло целевым назначением в областном бюджете. Если же Кабмин пойдет навстречу, то в будущем году положение должно кардинально измениться. Но впереди еще пять месяцев. Что делать сегодня?
«Вы знаете, во сколько обошлись реставрационные работы Лондонского театра и сколько дали спонсоры? — сказал мне Волощук при встрече. — 160 млн. долларов при стоимости работ в 360 млн. А у нас? Наша городская власть распорядилась, чтобы предприятия, которые для рекламы своей продукции используют символику театра, часть прибыли отчисляли на реконструкцию оперного. И что вы думаете они сделали? Наш уважаемый Одесский завод минеральной воды «Куяльник», после того как ему сказали об этом, снял со своей бутылки наклейку с изображением театра. А другие если и выделили незначительную сумму, то с большой неохотой.
Дирекция по реконструкции театра придумала для тех, кто выделяет средства, взамен им «продавать» сваи. Цена одной — 4 тысячи гривен. (Сейчас она стоит столько же, хотя стройматериалы давно подорожали.) «Владелец» такой сваи в качестве поощрения и в знак благодарности получает специальный сертификат на право владения этой оригинальной недвижимостью. В нем указано имя владельца и месторасположение сваи. И в придачу сувенир: на деревянной подставке стеклянный квадрат, внутри которого изображен театр, и рядом кусочек итальянского кирпича (в миниатюре), из которого он был построен 100 с лишним лет назад. Все имена заносятся в Книгу меценатов, спонсоров и почетных гостей.
Недавно строители при установке 1500-й сваи обнаружили в фундаменте в центре здания ящик. В нем хранились книги с записями о доходах и расходах городской управы, о том, какие средства были потрачены на строительство театра. Записи датированы 1884 годом. Здесь же лежали кусочек хлеба и бутылка с вином, которое пролилось и замочило записи. Содержимое сейчас восстанавливается. Туристы скоро все это смогут увидеть в музее, который планирует открыть строительная дирекция, чтобы зарабатывать деньги на реконструкцию и реставрацию. В нем, кстати, даже можно будет посмотреть саму сваю в натуральном виде и на какую глубину она залегает.
Помимо всего прочего в ящике хранилась доска с выгравированными именами тех, кто принимал участие в строительстве здания 1884 года 16 сентября в царствование императора Александра III. Так вот, нынешняя дирекция по реконструкции театра готовит для потомков точно такой же ящик с именами. Увы, наших «новых украинцев» новостью этой не проймешь. Денег, выделенных за все время спонсорами и меценатами, хватило на 120 свай. Но дирекция все же надеется на помощь. Не так уж много осталось. Всего лишь каких-нибудь 200 свай.
Недавно в Одессе побывала с визитом г-жа Кужель, которая познакомилась с ходом реконструкции оперного театра. Надо сказать, за последнее время здесь побывало много уважаемого люда. На разрушающуюся красоту водили смотреть и первых лиц государства, и народных избранников, и иностранных гостей. Так вот, совет Международного союза украинских предпринимателей, который возглавляет г-жа Кужель, «купил» 4 сваи. После посещения Александрой Владимировной Ильичевска предприниматели этого портового города и мэрия пообещали «купить» семь свай. Но это еще не все. 3 сентября в День предпринимателя будет проведена акция по спасению театра с тем, чтобы предприниматели Украины помогли «раскупить» оставшиеся сваи.
Хочется верить, что так оно и будет. Истинно богатые люди, которым везет на деньги, всегда делились.