В феврале исполняется пять лет со дня основания ГТРК «Культура», который призван просвещать и образовывать. Его истоки — в коридорах «Укртелефильма», когда Олег Бийма со товарищи решили облагораживать народ посредством высокого, доброго, вечного. Как известно, судьба «Культуры» довольно непростая. Канал все еще в поиске — и чаще это поиск средств к существованию. В мае 2007-го гендиректором «Культуры» была назначена Жанна Мазицкая, до того руководившая Одесской ОГТРК. В интервью «ЗН» г-жа Мазицкая сообщила, что финансирование телекомпании на текущий год должно было составить 10 млн. гривен, но сегодня есть только временная смета.
— Жанна Анатольевна, судя по всему, «Культуре» в последнее время удалось несколько расширить репертуар — за счет старых фильмов довженковцев и других студий. Как это у вас получилось? Ведь доселе канал сидел на голодном пайке.
— Дело в том, что руководство Гостелерадио заключило договор с Министерством культуры. Ведь понятно, в каком плачевном состоянии было наполнение «Культуры»… Вот и подписали договор о сотрудничестве. С тем, чтобы каналу на безоплатной основе предоставить для трансляции в эфире наши старые отечественные фильмы, документальные и художественные. Не с целью «заработать на фильмах», как сегодня принято говорить, а для того, чтобы хоть как-то популяризировать украинское кино. Эти ленты создавались на киностудии Довженко, Одесской, на «Киевнаучфильме». С октября 2007-го начали трансляцию. И рейтинг канала стал расти. Почти к каждому фильму идет аннотация — когда снимался, кем и где.
Мы сами когда-то воспитывались на этих лентах, они несут разумное, доброе вечное. Я не отбрасываю и сегодняшние сериалы. Но это все будни. А старые фильмы можно смотреть часами. И знаете, чему я удивляюсь? Ведь тогда и близко не было современной техники, а какого художественного уровня это кино!
— Помогает ли Первый Национальный хотя бы с прокатом легендарных фильмов-спектаклей, снятых когда-то на «Укртелефильме»?
— С таким предложением мы пока не обращались. Но по некоторым другим вопросам у нас сотрудничество и взаимопонимание. Еще не было с моей стороны таких предложений, которые бы УТ-1 не поддержало. Например, они предоставляют нам для эфира концертные программы, которые уже прошли у них. Что же касается отечественных фильмов-спектаклей, то они есть у нас в архивах. Некоторую продукцию закупаем, а не только берем просто через Министерство культуры.
— Если же говорить о собственном телепродукте… Должно быть, это не простой вопрос для вашей телекомпании — при вечных ее мытарствах.
— Практически до семи часов в день на телеканале «Культура» идет собственное вещание. Это и есть наш продукт. Концерты, балеты, оперы, съемки в мастерских художников. Документальные, телевизионные фильмы. Самые разные жанры и направления. Сотрудники у нас остались еще «укртелефильмовские». Не все привыкли к специфике телевидения. И по привычке делают документальное кино, требующее тщательного подхода. Один фильм может создаваться месяц и больше. А телевизионный продукт — это конвейер. Каждую неделю должны быть свежие передачи — вынь да положь. И лимит времени на подготовку — со вторника до вторника.
— Должно быть, не просто верстать и новости культуры — при «лимите» техники и достаточного количества специалистов…
— Тем не менее «Події культури» выходят три раза в неделю. Конечно, хотелось бы, чтобы новостной дайджест выходил каждый день. В планах это есть. Но… Загвоздка в сотрудниках. Конечно, молодые девушки-ведущие пришли уже с опытом работы. Но этого мало. Было время, когда мы сгоняли весь недельный эфир на рейдеры. Но уже три месяца у нас праздник. Выходим на спутник из собственной эфирной аппаратной. Также есть своя студия, планируем каждый день выходить в прямом эфире.
— Решается ли как-нибудь вопрос с расширением телекомпании, с увеличением ее мощностей? С кем-то этот вопрос сегодня обсуждается?
— Пока, к сожалению, арендуем помещения на «Укртелефильме». Но вопрос этот обсуждается постоянно, так как телеканал «Культура» расширяется.
— Вам, разумеется, недостает техники. Коммерческие каналы могли бы вам помочь технически?
— Нет, думаю, это невозможно. Потому что техника стоит дорого. Для ее приобретения нам выделяет деньги пока лишь наш Государственный комитет. В 2007-м мы закупили оборудования на 700 тыс. грн. Конечно, это не много. Но все же… Приобрели самое необходимое для эфирной аппаратной. По собственному опыту знаю: сколько бы денег на технику ни выделялось, все равно будет мало. ПТС у нас нет. Это несбывшаяся мечта. Сейчас бьем во все колокола, обращаемся и в Кабмин, и к президенту. Будем стучаться повсюду, только чтобы услышали. Спектакль невозможно снять тремя камерами. Пока что приходится арендовать ПТС.
— Много ли людей смотрит сегодня украинскую «Культуру»? И бывают ли случаи, когда операторы исключают канал из кабельных сетей?
— Сейчас многие кабельные сети подключают «Культуру» к своему соцпакету. До конца года будет выполнена программа-максимум и «Культура» будет у всех операторов кабельных сетей. К тому же они сами это инициируют. Что же касается отключения, такого не бывает… И быть не может.
— А перенимаете ли опыт у мощного российского канала «Культура»? Могут ли быть какие-нибудь варианты сотрудничества?
— Там финансирование ого-го! Это лишь мечта. Я сама многие их программы смотрю с удовольствием. Мы им отправили свои предложения о сотрудничестве. Ждем ответа. Хотя я понимаю: нам до них далеко.
— Известно, что российский канал «Культура» принципиально отказался от рекламы… Каково ваше мнение на этот счет?
— На сегодняшний день у нас нет рекламы. И никогда не будет здесь повальной рекламы, как на других телеканалах. Многие зрители ее уже психологически не выдерживают. Впрочем, без рекламы выжить тяжело. Она должна быть, но только такая, которая бы соответствовала характеру канала. Для нас больше приемлема социальная реклама. Плюс популяризация интересных культурологических событий, анонсы программ, а также заказные коммерческие программы. На одном бюджетном финансировании ведь долго не протянешь… Катастрофически не хватает денег. Но ту рекламу, которую дают другие каналы, мы у себя поставить не можем. Конечно, пока не было рейтинга, заказчик и не шел к нам. Теперь ситуация несколько изменилась.
— Вы хотите сказать, что канал стало смотреть больше телезрителей?
— Судя по звонкам, нас стали смотреть больше… Даже из Крыма звонят телезрители, хотя наш канал украиноязычный. Например, недавно благодарили за то, что поставили в эфир рок-оперу на стихи Тараса Шевченко. Люди захотели узнать о ней, когда она создавалась, кто исполнитель главной роли.
— Какое финансирование для «Культуры» предполагается в текущем году?
— Это самый больной вопрос. То, что мы хотим, и то, что реально дается — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Министерство финансов хорошо «фильтрует». Я, зная, что желанную сумму урежут, запрашиваю средства по максимуму, то есть исходя из того, какая нужна техника, как продвигать канал. Например, предполагалось на 2008-й 10 миллионов. Но Министерство финансов просит пересмотреть запросы. Окончательное финансирование на 2008-й еще не утверждено. Есть только временная смета.
— Знаю, что раньше на канале не хватало «рабочих рук». Сегодня удалось укомплектовать штат?
— Увы, хороших специалистов переманивают коммерческие каналы. У нас много студентов. Конечно, большой плюс, если человек учится, но ведь когда он уходит в учебный оплачиваемый отпуск, работу за него кто-то должен делать. Потом специалист заканчивает высшее учебное заведение, там он научился теории, у нас — практике. И что? Поработает он у нас еще полгода, а коммерческая структура увидела, что у нас есть хороший специалист, и переманила его. Если бы мы могли платить ему такую же зарплату, то, естественно, не отпустили бы его. А так… Мы не имеем никакого морального права держать его здесь.
— Раньше вы работали директором Одесской телекомпании…
— Канал «Культура» и Одесская телекомпания находятся в одной системе. Но там только Одесса и Одесская область, а канал «Культура» изначально создавался как Национальный. У Одесской телекомпании есть свои общественно-политические, детские, спортивные программы.... Там находятся два огромных здания, своя автобаза, свои мастерские и прекрасная прилегающая территория. Там никто ничего не арендует. Это удобно, когда понимаешь, чем можно распоряжаться. А «Культура» очень многое арендует — здание, технику, машины. Я руковожу «Культурой» с мая. Поначалу для меня тут все было непривычно… В Одессе у меня в штате было 325 человек, а здесь — 60. Но те же 24 часа вещания. И, знаете, нашим опытным сотрудникам, многие из которых уже на пенсии, нужно памятник при жизни поставить, потому что они своими силами вытаскивают этот канал.
Еще в этом году «Культура» взяла под свое крыло фестиваль детских фильмов «Золоте курча», представляющий фильмы, которые создаются детьми под руководством взрослых. Раньше он проводился в Одессе. Фестиваль проходит в два этапа. Вначале подаются фильмы, созданные в прошлом году, то есть в 2007-м. Первый тур проходит в День защиты детей,
1 июня, в Доме кино. Компетентное жюри отбирает лучшие фильмы на свое усмотрение. Во втором туре те же фильмы отправляются в Феодосию для просмотра детским жюри. И в День независимости, 24 августа, идет награждение, но уже по итогам детского голосования. Этому фестивалю уже 12 лет. Когда мы сравниваем, какие фильмы отобрали взрослые, а какие дети, обнаруживаем несовпадения. Взрослое жюри, как правило, оценивает технические составляющие картины — звук, свет, кадр... А у детей совершенно другой подход, эмоционально-оценочный: нравится — не нравится. Иногда посмотришь и недоумеваешь: а что же в этом фильме ребенку могло понравиться? В дальнейшем лучшие из этих фильмов передаются для демонстрации на УТ-1, УТР, областные телекомпании, на канал «Культура». Как видите, канал «Культура» живет и развивается.
ИЗ ДОСЬЕ
Мазицкая Жанна Анатольевна окончила Национальный университет им.Т.Г.Шевченка по специальности журналистика, Одесский национальный университет им.И.Мечникова, Одесский региональный институт государственного управления. Работала редактором нескольких одесских изданий, старшим редактором Одесской областной государственной телекомпании. С 2003-го по 2007-й — генеральный директор ОГТРК.
С 2007-го — генеральный директор ГТРК «Культура».