На сегодня кукольный театр является умирающим видом искусства. И не только в Украине. Я подчеркиваю - «видом искусства», поскольку большинство постановок, представленных на IV Международном фестивале театров кукол, который проходил с 18 по 26 октября в Киеве, к искусству не имеют никакого отношения. Конечно, для детей это был праздник - их развлекли и сказки, рассказанные со сцены, невеселый кролик в фойе театра, пьющий напиток «Несквик» генеральный спонсор фестиваля - компания «Нестле»), но все же, все же... Номера молдавских, польских, румынских, турецких, швейцарских мастеров этого жанра - и наших в том числе - просто поражали отсутствием фантазии, блеска и остроумия и напоминали длинную, заунывную сказку, в которой скучали даже куклы. Исключение составила труппа из китайского города Янчжоу. Признаться честно, для меня их выступление стало откровением. Я никогда не думал, что кукольный театр может быть по-настоящему великим искусством. Один из номеров - танец девушки с веерами - выполнен на таком уровне, что казалось, будто кукла водит кукольника, а не наоборот. Потрясающая пластика и какая-то убедительность кукол - словно они действительно ожили - это именно то, чего не хватает кукольному театру в Европе.
Среди киевских кукольных театров - а их три - более-менее интересен был Театр марионеток на Подоле. Их постановка «Котилася торба» в меру жива и так же в меру «шароварна», к тому же, выполнена с выдумкой, с изюминкой, с юмором. Другие же два театра - национальный и городской (представленные, соответственно, спектаклями «Каштанка» и «Торбина з пiснями») - погрязли в тусклом репертуаре и невыразимо-тоскливой манере исполнения. И хотя директор Национального театра кукол Николай Петренко на пресс-конференции гордо заявлял, что зал их каждодневно забит, по другим сведениям, рядовое явление - это когда занято первых два ряда. В украинский кукольный театр не ходят. Сегодня он не является ни массовым, ни элитарным зрелищем. Для масс он слишком дорог. Вы спросите: неужели одна-две гривни - это много? Для людей, которые выстаивают очереди, чтобы купить молоко на 5 копеек дешевле, - да. О массовых семейных походах не может быть и речи. Ведь для семьи из трех человек спектакль в выходной день выльется в 6-9 гривен. Те же, кто побогаче, «смотреть на куклы» не ходят и детям своим не велят. Потому что кукольный театр - непопулярен, непрестижен. Отчасти причина тому - низкий уровень и серость постановок, что, в свою очередь, возникает из-за банальной «утечки» украинских мастеров высокого класса в Россию. Но самой главной причиной является отсутствие моды на кукольный театр. Ведь не секрет, что в нашем мире успех множества вещей определяет именно она, мода. Театр кукол требует «взрыва», он должен стать модным, и путей для того - предостаточно. Во-первых, этот вид искусства, которому уже три тысячи лет, никогда не был предназначен только для детей. Еще до революции в театр кукол взрослые ходили наравне с малышами. Им тоже было интересно! Иносказательность, аллегория - как сильные места театра - могут привлечь взрослого зрителя и сегодня.
Во-вторых, кукольный театр, как никакой другой театр на свете, должен быть особенно динамичен. Кукла живет на сцене каждую секунду, каждую секунду с ней что-то происходит. Вместо вялости, даже какого-то оцепенения хочется видеть экспрессию, напряжение, конфликт. Это захватывает!
И, в-третьих, кукольный театр имеет огромное количество нереализованных художественных возможностей. Одних подвидов у него сколько! Куклы, надетые на руки («Петрушки»), куклы на тростях, открытых и скрытых; куклы на ниточках - марионетки; куклы на планшете; теневой театр; вертеп... Кстати, вертеп был очень развит в Украине и тоже скрывает в себе огромный потенциал. В средние века это были двухэтажные балаганы. Вверху размещался «рай», внизу - «ад». Представление разыгрывалось на контрапункте. «Райские» тексты были короче - отчего-то плохое всегда преобладало в нашей жизни. Вы представляете, как по-новому, с блеском можно разыграть это сейчас? Необходим смелый, решительный подход.
Но - увы - пока ничего не делается. Древний вид искусства хиреет. И блестящая иллюстрация его нынешнего состояния - грустная, беспомощная и подавленная Баба Яга за пыльной витриной львовского кукольного театра.