Хорошему человеку всегда найдется хорошая работа. И уже маститому украинскому дирижеру Кириллу Карабицу предложили работу более чем ответственную - в Большом театре России. В активно нашумевшей постановке режиссера Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин». Еще в премьерный период эта опера вызвала громоподобный гнев Галины Вишневской, которая возводила руки к небесам: оборотни, вон из храма, не глумитесь над классикой!
Праведные григорианские хоралы - из гортани музы Ростроповича - были бы еще более объективны, если бы она послушала несколько «классических» опер, скажем, в Киеве. В нашем обожаемом Национальном… Где, естественно, оборотни-то не сильно беснуются, но исполнители существуют на сцене как непоколебимые гранитные памятники на одном из дорогих участков Байкового (прости меня, Господи). И такой перекос нам тоже не нужен! Опера - хоть и древнее, но все же живое искусство. И когда режиссер с дирижером (да если еще и голосистые исполнители не разбежались за границу) выстраивают музыкальную партитуру живых человеческих отношений между в общем-то статичными оперными персонажами, то лучшей награды для подлинного музыкального ценителя я и не желаю…
Постановка Чернякова (амортизируется на Новой сцене Большого примерно пятилетку) - именно что живой оперный спектакль. Здесь каждый персонаж не окостеневший истукан, раззевающий пасть «о, жалкий жребий мой!», а эмоциональный подвижный человек - со своим настоящим, прошлым и даже будущим. Черняков умными штрихами очерчивает характеры героев Пушкина-Чайковского. И экстравагантно переносит действие из эпохи Александра I в эпоху Николая II. Как бы в «чеховское время», когда людей подтачивает пошлость, обыденность, у всех натянуты струны и оборваны мечты. Непредсказуемым образом это «скрещение времен» высекает из известного оперного сюжета и дополнительные смыслы, и напряженные эмоции. В Большом - «живой Чайковский», а не его забальзамированный труп. И хотя никто из нас не собирается прощать г-ну Чернякову его недавнее глумление над «Русланом и Людмилой» (когда превратил пушкинскую сказку в современный притон), в таланте режиссера-интерпретатора этому, относительно молодому человеку, отказать нельзя.
Теперь вот, представьте, в такую завидную, Европой востребованную, оперную постановку и вошел украинский дирижер…
Г-н Карабиц - человек со звонким именем в музыкальном мире. Как известно, с 2009 года он - главный дирижер Борнмутского симфонического оркестра (Великобритания). В сезоне 2010-2011 выступал с Королевским филармоническим оркестром, с Лондонским филармоническим. Постоянно сотрудничает с крупнейшими музыкантами и престижнейшими форумами. Не так давно состоялся его дебют и в Северной Америке - оркестр Хьюстона. Четыре года назад дебютировал на Глайндборнском фестивале с тем-таки «Евгением Онегиным». Вполне возможно, слух об этом его выступлении и прошел по всей Руси великой? И Большой, имея мощнейшую дирижерскую обойму в своей орбите, позвал к себе еще одну звезду. Кирилл признается мне, что не было какого-то специального «сватовства» - «просто пригласило руководство Большого…»
- Кирилл, а есть какие-то особенности сотрудничества зарубежного дирижера с Большим? Ты же много ездишь, много видишь.
- Этот театр работает по общемировым стандартам. То есть лучшим стандартам. Могу сказать, что исполнительский уровень здесь чрезвычайно высокий. Но большинство исполнителей все-таки не штатные, а приглашенные (контрактные) артисты.
- Музыкальный руководитель «Евгения Онегина» - Александр Ведерников, а один из дирижерских столпов театра - Василий Синайский. Они как-то влияют на ротацию иностранцев в театре?
- Мне кажется, влияют. В частности, г-н Синайский. К его словам, естественно, прислушиваются. Хотя мы встретились с ним буквально на днях, но возникло абсолютное взаимопонимание. В нашем семейном домашнем архиве есть запись второго концерта для оркестра моего отца Ивана Карабица (это была прямая трансляция из Колонного зала Дома союзов в 1988 г.) под руководством Синайского. Потому для меня эта встреча была эмоциональной и теплой. О чем говорили? В основном, о моей музыкальной деятельности в Англии, о моем Борнмутском оркестре, которым Василий Серафимович дирижирует много лет.
- Каким образом менеджерский опыт Большого мог быть полезным для украинской оперы?
- В Большом, повторюсь, действует гибкая система контрактных отношений. Это позволяет поддерживать высокий музыкальный уровень и дает возможность приглашать крупнейших звезд.
- Все-таки тебе удалось нащупать «дирижерский пульс» музыки Чайковского?
- Если говорить об «Онегине», то впервые я был дирижером этой оперы в нашем оперном, потом постановка в Страсбурге и на фестивале в Британии (Глайндборн). Каждый раз, когда соприкасаюсь с Чайковским, ощущаю что-то новое. Он один из тех композиторов, который способен общаться с дирижером и с залом языком утонченных чувств. В этом плане он похож на Моцарта.
- А что можно сказать о вокалистах Большого (хотя бы в спектакле Чернякова)?
- Прекрасный уровень. Особенно хочу выделить баритона Василия Ладюка (он украинец по происхождению) и Татьяну Щербаченко. С Татьяной, надеюсь, мы поставим летом «Богему».