Об этом уникальном проекте рассказывает Ольга Мельник, начальник отдела развития музейного дела Национального художественного и музейного комплекса "Мистецький Арсенал".
Эта выставка - путешествие в прошлое Крыма, а также ощущение его будущего. Ведь издавна Крым был отчим домом для многих народов. Разные истории и разные эпохи пересеклись на одном полуострове, стали источником дальнейшего этнического формирования населения полуострова. Скифский и античный миры, другие последующие влияния разных культур - все это Крым. Такой масштабный и амбициозный проект именно сегодня требует большого напряжения, даже безмерного мужества кураторов, учитывая аннексию полуострова.
- Ввиду нынешних политических обстоятельств, с какими трудностями пришлось вам столкнуться в процессе формирования экспозиции "Удивительные истории Крыма"?
- Действительно, мы начинали проект с некоторыми сомнениями, поскольку понимали, какие вызовы придется преодолевать. Главный из них - создать экспозицию о Крыме без привлечения крымских материалов. Ведь на аннексированной территории остались известнейшие коллекции, среди которых знаковые исторические раритеты и выдающиеся художественные произведения.
Так что получалось, что мы начинаем рассказ о Крыме без Крыма.
По просьбе "Мистецького Арсеналу", музеи материковой Украины - от Харькова до Львова - мониторили свои фондовые собрания относительно наличия предметов крымского происхождения или материалов, касающихся крымской тематики.
В общем, совместно с музейщиками пересмотрели свыше двух тысяч предметов, лишь часть из которых представлена в экспозиции.
Наконец, это был чрезвычайно интересный опыт, который создал целостную картину взаимодействия крымских и материковых коллекций, порой существенно дополняющих одна другую.
Результаты оказались неожиданными: истории вокруг предметов были не менее увлекательными, чем сами вещи. Музейные предметы создавали новые смыслы, а нам оставалось лишь следить за ними - корректировать структуру выставки, чтобы эти легенды воплотить в экспозиционные решения. Так возникли "удивительные истории" - это, в буквальном смысле, отдельные рассказы, которые создают крымскую сагу.
- Возможно, во время подготовки этой экспозиции удалось найти какие-то белые пятна в истории полуострова?
- Я бы не называла это белыми пятнами, ведь мы не ставили целью основательное научное изучение, - это задача специалистов, которые занимаются крымской тематикой.
Но именно к их консультациям мы прибегали, чтобы сосредоточиться на концептуальных моментах. Так, мнение тюрколога Александра Галенко о том, что очень важно подчеркнуть связи Крыма с материком, превратилось в отдельный сюжет, который является рефреном всей экспозиции.
Знаковый в этом контексте - представленный на выставке щит-калкан XVII века, принадлежащий коллекции Львовского исторического музея. Он изготовлен из виноградной лозы, переплетенной виток к витку шелковыми нитками разных цветов, центральная металлическая накладка (так называемый умбон) изготовлен из позолоченного серебра.
Надписи-молитвы в картушах - "О, Аллах", "О, Магомет", "О, Али" - должны были дополнительно оберегать воина в бою. Плетеная основа щита изготовлена в Крыму, серебряные детали - во Львове ювелиром-армянином.
Этот памятник словно материализует главный месседж выставки об уникальности Крыма как места межкультурных контактов, доходивших далеко за Перекопский вал, и еще раз доказывает искусственность и временность изоляции, в которой сегодня находится полуостров.
На первый взгляд, в истории Крыма для исследователей вроде и нет загадок, однако этот опыт чаще остается достижением узкого круга специалистов. Поэтому нам было важно подчеркнуть вроде бы исследованные проблемы, которые по разным причинам малоизвестны или искажены идеологическими манипуляциями.
Например, едва ли не самая распространенная идеологема, активно культивируемая российской пропагандой, - "миф о единстве православных", который основывается на крещении князя Владимира в Херсонесе (Корсуне).
Мы сознательно избегали этого нарратива, поскольку у христианства в Крыму и, соответственно, на территории Украины намного более глубокая история и не ограничивается эпизодом 988 года.
В частности, чего только стоит пересказ о папе римском Клименте І. Во время гонений на церковь в Римской империи его сослали в Крым, где он проповедовал среди каторжан и был казнен около 97 года. По легенде, его привязали к якорю и бросили в море. Уже в ІХ веке мощи Климента І перенесли из Крыма в Рим и Киев. Теперь они хранятся в Базилике святого Климента в Риме и Киево-Печерской лавре. Святой Климент фактически был первым христианским миссионером на украинских территориях. Он, так сказать, экуменический святой, которого одинаково почитают в католический, православной, англиканской и лютеранской церквях.
Известно также, что уже после легализации христианства в ІV веке в Крыму существовали три епархии - Боспорская, Херсонесская и Готская.
На выставке можно увидеть каменные плиты с изображением креста святого Георгия, которые происходят с Керченского полуострова и датируются ХІІІ–ХІ веками.
На них отображен погребальный обряд жителей Восточного Крыма. Интересный факт, что после завоевания генуэзских колоний в Крыму Османской империей итальянцы-католики искали приют у крымского хана Менгли Гирея І, который поселил их в горах на юг от Бахчисарая и даровал значительные привилегии. Если продолжать этот религиозно-исторический сюжет, следует вспомнить также исламскую традицию, которая является одним из признаков крымскотатарской идентичности; а также караимизм - разновидность иудаизма, происходящий от хазар, потомками которых являются караимы - исчезающий коренной народ Крыма.
- Как вы считаете, какая из давних культур Крыма стала доминирующей, то есть истоком дальнейшего этнического формирования населения этой местности?
- Во-первых, назовем это население. Кырымлы, по самоназванию, или, как чаще всего именуют этот народ, - крымские татары. Вопрос его этногенеза сегодня приобрел чрезвычайную остроту и, скорее, относится к политическому дискурсу, чем к научному.
Ведь утверждение о том, что кырымлы - посторонние чужаки, которые появились в Крыму вместе с золотоордынскими завоевателями, полностью отрицает их статус коренного народа и лишает их права на политическое самоопределение. Во-вторых, процесс этногенеза не является линеарным.
Когда, например, мы говорим, что османы завоевали генуэзские владения, это не означает, что итальянцы в один миг исчезли с крымской территории.
На протяжении веков полуостров превратился в своеобразный мешок - ловушку, куда можно войти, но откуда никогда не найдешь выхода.
Так что каждая волна народов, которые приходили из большой Евразийской степи или Средиземноморья, непременно оставляла здесь следы своей культуры и группу населения. Киммерийцы, тавры, скифы, эллины, а позднее готы, сарматы, византийцы, хазары, аланы, болгары, печенеги, половцы, генуэзцы, турки сосуществовали и взаимодействовали - через войну, торговлю, религию, искусство.
Таким образом, в этом большом мультикультурном плавильном котле сформировался местный народ - крымские татары. Из-за такого этнического разнообразия кырымлы не имеют единого ярко выраженного внешнего типажа, а диалекты отдельных этнографических групп - побережан, горцев, степняков - значительно отличаются.
- А какие из представленных в экспозиции артефактов (ведь приобщились 15 музеев Украины) особенно уникальны и самые ценные?
- Значительная часть экспонатов относится к археологическим коллекциям, которые сохраняются в профильных научных учреждениях, чья задача - системные исследования. Большинство их после камеральной обработки и публикации в профессиональных изданиях хранятся в хранилищах и почти не экспонируются.
Поэтому наш проект позволяет увидеть эти редчайшие находки - скифские золотые украшения из фондов Института археологии НАН Украины; сокровища корабля генуэзцев, затонувшего у крымских берегов и найденного исследователями Центра подводной археологии Киевского национального университета имени Т.Шевченко; ядро от катапульты генуэзской крепости Чембало - находку из последнего крымского сезона 2013 года археологов Харьковского национального университета имени В.Каразина в Балаклаве.
На выставке представлены два из трех ярлыков крымских ханов, которые сейчас известны на территории Украины, - из Национальной библиотеки Украины имени В.Вернадского. Ярлык - один из видов официальных документов в Крымском ханате. Буквально это "приказ". Эти раритеты датируются ХV веком и принадлежат ханам Менгли І и Мехмеду І из династии Гиреев. Документы имеют оттиск красной ханской печати (темге), содержащей герб-гребень, который сегодня крымские татары используют как национальный символ.
Необычайно интересные экспонаты поступили из львовских музеев - от античной терракоты до изысканной сецесионной живописи.
Коллекции Львовского музея истории религии принадлежит Коран ХVІІ века с печатью Зинджирли-медресе в Бахчисарае - высшего духовного учебного заведения, основанного в 1500 году и просуществовавшего четыре века. После депортации крымских татар в здании медресе разместили психоневрологический диспансер. Очевидно, во время этого "переформатирования" предметы с печатью Зинджирли-медресе и попали в коллекцию Львовского музея истории религии - были отправлены подальше, чтобы в Крыму и упоминания не оставалось об истории коренного народа.
- Пробовали ли вы связаться с приверженцами Украины на полуострове, когда создавали эту выставку?
- Одним из кураторов нашего проекта является Алексей Гайворонский - известный историк, писатель, телеведущий, автор изданий по истории Крымского ханата "Повелители двух материков" и "Страна Крым".
Он до сих пор живет в Крыму, однако, несмотря на предостережения, не скрывает факта сотрудничества с "Мистецьким Арсеналом". Укажу, что наши в значительной мере виртуальные контакты во время подготовки проекта были чрезвычайно плодотворны, - Алексей не только систематизировал разнообразие событий, фактов, легенд, но и, что было определяющим, добавил свое эмоциональное ощущение Крыма в наше понимание полуострова. Благодаря его вмешательству крымский пазл наконец начал складываться, приобрел краски, глубину и новые смыслы.
- Интересно узнать, как оценили экспозицию представители Крыма, которые сегодня живут в Украине.
- Очень важно, что крымчане приобщились к проекту как партнеры. С нами с самого начала - "Крымский дом" и его программный директор Алим Алиев. Вместе мы старались использовать доступный музейный инструментарий для опровержения имперских исторических мифов и поверхностных туристически-пляжных представлений о Крыме.
Специально для выставки крымский художник Мария Куликовская создала перформативную скульптуру "Звездная пыль", которая является авторской интерпретацией карты Керченского полуострова, откуда происходит автор, и где сегодня остается ее семья.
Это самое впечатляющее художественное произведение в нашем проекте - воспоминание детства, тоска по дому и надежда на будущее.
Наконец, оказалось, что для каждого из причастных к этому проекту, независимо от опыта, Крым - это очень личное. Мы чувствуем то же, что и Мария Куликовская, которая во время пресс-тура по выставке не смогла сказать ни слова. Эмоции переполняли художницу, и она просто разрыдалась.
Зато удивительные истории - иногда сказочные, иногда реальные, которые мы рассказываем в рамках проекта, доказывают, что, несмотря ни на что, Крым преодолеет очередное испытание. Ведь так уже неоднократно случалось.