Скандальное начало истории неравной борьбы коллектива Крымского республиканского краеведческого музея с «хозяевами» автономной республики, постановившими преподнести здание уникального культурного центра Симферополя по ул. Гоголя, 14 в качестве пасхального подарочка местному университету, знакомо нашим читателям (см. «ЗН» №19 от 13 мая 2000 г.). Символические сорок дней, минувшие со дня подписания председателем Верховной Рады АРК, доктором исторических наук Леонидом Грачем легендарного документа (26.04.2000 г.), до нового — еще более отчаянного поворота событий — вынуждают вернуться к этой теме. Предваряя сообщение и анализ фактов, со всей ответственностью заявляю, что высокие Начальства, мощные Силы и раболепно-послушные Подчиненности, следуя опыту своих пращуров из сухово-кобылинского «Дела», считали и считают граждан нашей страны, сиречь Частных Лиц — Ничтожествами, а то и просто — Не лицами. Конфликт давно перерос рамки местного значения и превратил музейный дом на улице великого гуманиста- христианина в «горячую точку». Ощущение такое, что разыгрывается пьеса абсурдного театра, где смешаны все жанры — от трагедии до фарса. Судите сами…
ПРОЛОГ. «НАПАДЕНИЕ»
Парламент автономии 80 голосами против четырех обязывает музейщиков до 1 июня 2000 г. передать историко-архитектурный памятник, который они обживали и лелеяли 12 лет, университету. Ректор вуза — кандидат географических наук Николай Багров заявляет, что претендует и на часть музейного фонда, причем наиболее дорогую — библиотеку «Таврика» и археологические коллекции. (Страховая стоимость — миллионы долларов.)
Коллектив музея (100 человек), опубликовавший аргументированное обращение к общественности о незаконности действий парламента в Страстную Пятницу 2000 г. (газета «Республика Крым» от 28.04), познает всю меру морально-психологического давления, силу «телефонного права» и прочие кары, разве что без методов физического воздействия. Он оказывается в одиночестве, в условиях информационного вакуума.
АКТ I. «ЗАЩИТА»
Демонстрация сотрудников КРКМ и сочувствующих горожан 5 мая приводит к прорыву информационной блокады и развертыванию кампании масс-медиа в защиту музея. Сначала были сообщения информагентств, краткие репортажи по радио и ТВ. Но в начале второй декады месяца уже появились первые обширные аналитические обзоры, инициированные «Зеркалом недели». Выступила также «Комсомольская правда в Крыму». Оценки «Антимузейного Дела» как юридического нонсенса, данные в прессе, подтвердили эксперты Министерства культуры и искусств Украины, а также Комитета по культуре и духовности Верховной Рады страны. Они уже рассмотрели письма- ходатайства работников культуры. Аналогичные документы поступили также непосредственно на имя руководства ВР, в Кабинет министров и Генеральную прокуратуру. Итогом этого этапа борьбы за музей можно считать (помимо первой положительной реакции административных руководителей отечественной культуры) публикацию «Открытого письма работников культуры, искусства, творческой и технической интеллигенции, священнослужителей Крыма», адресованного «всем, кому небезразличны судьбы культуры!» В нем покушение на КРКМ названо угрозой «культурного Чернобыля в истории Крыма и Украины в целом». Ведь речь идет о фактической ликвидации на неопределенное время одного из старейших культурных учреждений государства, основанного еще в 1887 году. Документ подписали народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко, композитор Алемдар Караманов и еще около 50 наиболее уважаемых крымчан. К концу мая — началу июня воззвание в защиту музея уже собрало свыше 3,5 тыс. подписей.
Даже ректор университета Багров после поездки в Киев заявил на ученом совете, что с этим делом «не все так просто».
Вообще-то еще до начала текущего месяца напрашивались почти оптимистические настроения, ведь никаких прямых указаний освободить музейное здание ни от Кабмина Крыма, ни от Минкультуры автономии не поступило, и «День Х» — 1 июня — прошел без инцидентов. Срок, установленный в постановлении ВР АРК, минул, и, быть может, кое-кто подумал: «Ну, пронесло!. Просто еще одним мертворожденным бюрократическим шедевром стало больше».
Но есть и другое…
ИНТЕРЛЮДИЯ.
15 мая смещен генеральный директор музея Сергей Павличенко. С ним без всяких видимых причин не продлило контракт Минкультуры АРК. Его преемница Елена Вишневская является и. о. без должных юридических полномочий, и при возникновении новой коллизии ее возможности весьма ограничены. 17 мая вместе с упомянутым «Открытым письмом…» в газете «Крымское время» было опубликовано интервью Н.Багрова, где было сказано, что время краеведческих музеев ушло в прошлое, что их почти никто не посещает, что он как инициатор передачи здания бывшего обкома компартии под музей (1988 г.) разочарован десятилетним бездействием коллектива в деле «обновления» его облика и что вообще «бывшее здание краеведческого музея практически пустует — большие площади там сдаются в аренду». Но это и многое другое в интервью ректора — классическая демагогия или просто ложь. Я уже писал, что музей сдает в аренду 12% от общей площади, равной 6000 м2. «Приемыши»: «Ассоциация национальных обществ и общин Крыма», «Общество охраны памятников республики», музейное кафе, а также мебельная фирма «Реале». Посещаемость музея (с филиалами в Алуште и Симферополе по ул.Пушкина, 18) — 70 тыс. человек в год. Для Симферополя — в городе 400 тыс. жителей — это вполне нормально. Концепция развития музея по мировым образцам есть. Нет лишь денег на ее реализацию…
Особенно «интересна» мысль наставника крымских студентов о ненужности краеведческих музеев как таковых. Крайне любопытно было бы, наверное, довести ее до сведения властей, музейных работников, студентов, профессоров и просто граждан — частных лиц университетского города Гейдельберга (ФРГ), которые год назад посещали замечательную выставку «Неизвестный Крым», размещенную в местном муниципальном краеведческом музее. (Прекрасно изданный немецкими типографами каталог выставки включает описания 721 экспоната из фондов КРКМ, страховой стоимостью 2,5 млн. долларов. Эти предметы составляют чуть более полупроцента от общей численности археологической коллекции симферопольцев.) Интересно, может ли когда-либо появиться в голове ректора Гейдельбергского университета мысль позвонить премьеру земли Баден-Вюртемберг или обербургомистру города и сказать: «Эрвин! Беата! Мне площадей не хватает. Отдайте Курпфельцише Музеум под юрфак!.
АКТ 2. «АТАКА»
Как и положено на войне, затишье сменилось бурей — и какой!
Во вторник 6 июня, за два дня до праздника Вознесения Господня, «ответственная Подчиненность» из Министерства культуры АРК отдал устное распоряжение и. о. директора музея Е.Вишневской выселяться в расположенное поблизости здание… музыкальной школы №1 по ул. Пушкина, 19. Дескать: «Бегите, ребята, от классика к классику!» Соответственно директор музшколы получил указание разместить сотрудников музея. В четверг дети, родители и педагоги-музыканты идут на демонстрацию к Верховной Раде Крыма, так сказать, «под фанфары». Естественно, с ними солидарны музейщики, присоединившиеся к акции протеста. В тот же день спикер крымского парламента Л.Грач устраивает форменный разнос Подчиненностям за самоуправство. Высокие начальства наводят «порядок» — то есть «спасают» от уплотнения музыкальную школу, обещая наказать… и ее директора, и его обидчиков.
И тогда же, в День Вознесения Господня — 8 июня (где вы, Николай Васильевич!), в бой вступают Силы, выполняющие Начальственную Волю. Издается приказ министра культуры Крыма Михаила Голубева о переводе музея в старое здание — ныне филиал по улице Пушкина, 18. Утром 9 июня приказ довели до сведения г-жи Вишневской и коллектив музея прибегнул к крайнему средству — дал телеграмму на имя Президента — гаранта Конституции Украины — с просьбой навести в симферопольском деле порядок и защитить права человека. Ответ, что телеграмма получена администрацией Президента, поступил в 18.00 того же дня.
Как и с чем встретят герои нашей «пиесы» День Святой Троицы — 18 июня, который в этом году празднуется ровно месяц спустя после Международного дня музеев, покажет время…
А под занавес, Господа, спешу сообщить преприятнейшее известие: в Крым скоро приедет… нет, не ревизор, а министр культуры Украины Богдан Ступка, и не как значительное лицо, а как актер — на гастроли. Но, быть может, его визит в благословенную Тавриду заставит кое-кого подольше по- играть Немую Сцену?