Вихрь экономических неурядиц, обрушившийся на наши страны, вызвал неразбериху, разброд и шатание в делах и умах. Рушились четко выстроенные планы, разорялись мелкие предприятия и банки, крупные же затаились в ожидании перемен к лучшему, нопочти все были уверены, что фестиваль «КРОК-98», выстраданный украинско-российской командой задолго до злых ветров перемен, состоится. Неприятные неожиданности преследовали устроителей до последнего момента, мучительные поиски выхода из тупиковой ситуации знают лишь устроители, но для гостей и участников все это осталось за кадром. А «КРОК» - радостный и праздничный стартовал 15 сентября в Москве, а потом, набирая ход, пошел на корабле «Илья Репин» вниз по матушке-Волге.
По регламенту Международный фестиваль анимационного кино «КРОК» проходит раз в два года, представляя в различных номинациях конкурсных показов лучшее, что наработано в мировой анимации. Привычный и знакомый маршрут - круиз по Днепру. Но фестиваль этот - детище двух держав: Украины и России. В числе его учредителей Министерство культуры и искусств Украины и Госкино России, Союзы кинематографистов обеих стран и Конфедерация союзов кинематографистов, а также Главное управление культуры горадминистрации Киева. Все они по мере сил и возможностей вдохнули жизнь в нетрадиционный фестиваль этого года.
Идея перемены мест витала в воздухе давно, но, наталкиваясь на стену финансовых невозможностей, оставалась в привычной географической точке, ничуть не умаляя всех достоинств фестиваля. Но на пороге - век ХХI и на двойном изломе столетия и тысячелетия родилась идея проведения неконкурсного «КРОК-ФЕСТа-98» под благородным девизом: «С любовью, миром и добром в ХХI век». В его программу вошли лучшие анимационные фильмы, получившие награды престижных анимационных форумов последних пяти лет. Привычное жюри заменили все гости и участники фестиваля, которым были розданы анкеты, где они отметили лучшие, на их взгляд, десять картин и одну студенческую работу.
Теплая золотая осень разукрасила берега Волги левитановскими тонами, и обитатели парохода, словно переходя из картины в картину, дружно смотрели фильмы в импровизированном кинозале, оборудованном на верхней палубе. 20 сентября была проведена процедура рейтинга. Из ста розданных бюллетеней действительными были признаны восемьдесят четыре. Первая десятка выглядела так, как примерно и ожидалось, - ведь оценивали кино в основном профессионалы.
Сделанная с добрым юмором анимационная версия рождественской истории Михаила Алдашина опередила всех и по праву заняла верхнюю строку рейтингового списка. За ним последовал знаменитый «Гагарин» Алексея Харитиди, принесший создателям не одну престижную награду. Далее - захватывающая анимационная мелодрама бывшего ярославца Александра Петрова, отдающая дань сюрреализму и современным тенденциям «ужастиков», - «Русалка» и прелестная, полная тонкого юмора версия любви Синей Бороды и Медузы Горгоны в фильме Александра Бубнова «Последняя жена Синей Бороды». Затем последовательно: «История о коте и луне» давнего почитателя и участника «КРОКа» португальца Педро Сарацино, «Неправильные штаны» англичанина Ника Парка, приключения перелетной птички из фильма «Большая миграция» Юрия Черенкова, шахматные изыски старичка Джерри - «Игра Джерри» Яна Пинкавы, «Плоский мир» Дэниела Гривза и наполненные тонкой символикой «Монах и рыба» Мишеля Дюлока де Вита. Лучшим студенческим фильмом участники фестиваля назвали «Лестницу» Войцеха Собчыка, полную очарования стремления к вечному познанию мира. Намеренно не останавливаюсь подробно на вышеназванных картинах, т.к. их содержание и стиль исполнения знакомы читателям по рассказам о других фестивалях, участниками которых все эти картины были неоднократно.
Справедливости ради нужно сказать, что порядок номеров в первой десятке, равно как и во второй, весьма условен, уж очень высок профессионально творческий уровень включенных в программу картин.
Это все - официальная сторона фестиваля, но «КРОК» славен своей непередаваемой атмосферой, густо замешанной на любви друг к другу и к анимации. Именно этим мне хотелось бы поделиться с читателями. Удивительное равенство метров и молодых творцов, взаимоуважение и поддержка, общая радость удачных находок, удивительное внимание к работам коллег, терпимость - это аура просмотрового зала.
Маршрут фестиваля проходил по дивным приволжским городам, с остановками и незабываемыми прогулками в Угличе, свято хранящей память о невинно убиенном царевиче Дмитрие. Умилительном городе Мышкине с необычным музеем мышей и старого быта. После посещения этого города каюты наполнились сувенирными мышами всех мастей - просто невозможно было равнодушно пройти мимо них. Прозрачный тихий Плес удивил скромным великолепием левитановского музея. Нижний Новгород поразил топографической схожестью с Киевом, ухоженностью и величием Кремля. Жемчужина «золотого кольца» - Ярославль - строгой красотой древних церквей и торжественной встречей хлебом-солью на дождливом, продуваемом ветрами причале.
Без сожаления презрев познавательную сторону круиза, Федор Хитрук и Вячеслав Котеночкин, Александр Татарский и Леонид Носырев, Игорь Черницкий и Николай Романов и многие другие участники фестиваля без устали встречались с многочисленными зрителями «Мультишоу», что по традиции организовывает «КРОК» на всем пути следования. Заряд и радость этих встреч с кино и его создателями одинаково вдохновлял больших и маленьких зрителей, пришедших в кинозалы на благотворительные показы, и самих аниматоров, как и всех художников, не избалованных в последнее время частотой общения с живой, бурно реагирующей аудиторией. Ах, как залы смотрели знакомые до кадрика мультики: тридцатилетних юбиляров «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина и «Винни-Пуха» Федора Хитрука, «Волшебное кольцо» и другие фильмы Леонида Носырева, приключения наших казаков и другие любимые ленты.
Не устаешь удивляться неиссякаемой энергии фестивальной команды во главе с Ириной Капличной и их умению спрессовать время, насыщая семидневный фестивальный марафон событиями и веселой выдумкой. Кроме официальной программы на фестивале были показаны: ретроспектива итальянца Бруно Баззетто и заявленный на прошлом «КРОКе» знаменитый московский анимационный проект, посвященный юбилею Москвы, программы фильмов студии «Пилот» и студии «BOLEX BROTHERS» (Англия), а также Гамбургского фестиваля короткометражных фильмов. А в свободное от экскурсий, выступлений и просмотров время - неформальное общение на ПРОКах, карнавале и семейных праздниках. Я не оговорилась: «КРОК» ощущается единой семьей, потому что день рождения Ирины Капличной или Татьяны Назаровой - не меньший повод для веселых придумок, чем официально объявленный карнавал.
Момент расставания в финале фестиваля не самый приятный в цепи прошедших событий, но увы - неизбежный. Но если в столь трудное время фестиваль поддержали как могли морально и материально Госкино России и Фонд «Відродження», украинские Министерство культуры и искусств и Министерство по делам семьи и молодежи, компания «Улис-системз» и рекламное агентство «Russian stars», компания «Перно-рикар» (торговая марка «ALTAI») издательский центр «Гопак», генеральный информационный спонсор «Студия «1+1», которая преподнесла еще и приз от своего имени, радио России «NOSTALGIE», наш еженедельник «Зеркало недели» и газета «Факты», компания «Активижн», предоставившая великолепный видеопроектор, украсивший качеством показа открытие фестиваля, - «КРОКу», даст Бог, суждена долгая и счастливая жизнь. Была бы лишь возможность работать у наших талантливых аниматоров, и фестиваль в 99-м году вновь отправится в путь, отмечая свой собственный юбилей на Дунае.