На этой неделе в Московском Доме кино раздачей Золотых и Серебряных стрел торжественно завершил свою работу VI Международный фестиваль «Лики любви». Стрелы разлетелись по разным концам света, гости и участники, нежно прощаясь, засобирались домой, откладывая в дальние уголки памяти приятные впечатления о Москве и неформальном фестивальном общении. Команда же «Кинотавра» во главе с Марком Рудинштейном, ни минуты не мешкая, приступила к подготовке первого «Кинотавра» XXI столетия. К тому же, «неугомонный Марк» спешно реанимирует некогда знаменитый одесский «Золотой Дюк».
Главным тематическим составляющим «Ликов», как ясно уже из самого названия, является любовь, которая, подводя итоги ушедшего века, приняла на экране весьма причудливые, часто жесткие обличья. Фестивальный киносерпантин состоял из 54 лент, семнадцать из которых — конкурсные. Остальные — спецпоказы и ретроспективы.
Ретроспектива «XXI век. Тоталитарные романы» предостерегает — любая диктатура не терпит несанкционированных чувств. Будь то Германия 30-х, где Гитлер запретил смешанные браки (фильм Курта Метцига «Брак в тени»); Венгрия после печально памятного 56-го («Глядя друг на друга» Кароя Макка); Китай эпохи «культурной революции» — «Городок лотосов» (режиссер Сюэ Дзинь); безысходная любовная история под колпаком у КГБ в Советском Союзе после 68-го — фильм Вячеслава Сорокина «Тоталитарный роман», давший название всей ретроспективе, или вошедшая в историю кино картина Лилиана Кавани «Ночной портье».
«Бавария-фильм» — важнейший центр кинопроизводства Германии, где создаются фильмы с почти обязательным авантюрным элементом, рассчитанным на широкую, прежде всего молодежную аудиторию. В тематическом показе «Любовь в Германии» студия представила фильмы производства 1999—2000 годов — от мелодрамы Бригит Мюллер «Выход в рай», где друг помогает заболевшему раком молодому актеру Алексу осуществить заветную мечту, до урбанистической драмы молодого режиссера Филиппа Бренинга «Любовь, деньги, любовь», где внезапно вспыхнувшее чувство тонет в потоке машин, расчете и жестокости.
В отдельный спецпоказ вошли «Эротические истории» — «Ночная сиделка» (Бернд Хайбер), «Бензоколонка» (Берт Бринкерс) и «Кимоно» (Харл Хартли), которые бродят с фестиваля на фестиваль, классически живописная «Обнаженная Маха» Богаса Луна (Испания), которая, несмотря на почти детективный сюжет, усыпляет своим неспешным разворотом событий; типично американская картина «Почтовый рай» Томпсона Е. Клея, где нетрезвые «пацаны» заказывают в подарок своему предводителю через торгово-посылочную фирму невесту из России, и другие фильмы. К сожалению, не удалось посмотреть объявленные в программе и не появившиеся уже на третьем фестивале «Легенды Риты» Фолькера Шлендорфа.
Что же касается непосредственно конкурса, то представленные в нем картины оставили горький привкус разочарования. И не потому, что картины были очень разные по своему художественному уровню, — это нормально для фестивальной палитры. Общее впечатление, что мастеров кино в разных концах света не привлекает светлая сторона любви, они, пожалуй, не верят в саму возможность ее существования. Подробно исследуются «темные силы», поднимающиеся со дна человеческой души или спровоцированные внешними обстоятельствами.
Вне границ внимания жюри осталась картина Ханса Петера Моланда (коопродукция Норвегии—Швеции—Великобритании) «Абердин» — грамотно сделанная, классически коммерческая история пути друг к другу горького пьяницы-отца (Ян Харт) и начинающей успешную карьеру дочери (Стэллан Окарсгаард), составивших, на мой взгляд, безупречный актерский дуэт.
Если бы на фестивале отмечали самый неудачный фильм, то «Русская красавица», сделанная итальянцем Чезаре Феррарио по роману «нового русского» от литературы Виктора Ерофеева, непременно лидировала бы. Мы еще вернемся к разговору об этом фильме в следующих публикациях, т. к. считаю ее появление весьма симптоматичным.
Почетным гостем фестиваля был звезда мирового кино Кристофер Ламберт. Он специально прилетел на закрытие форума, чтобы получить приз «За создание бессмертного романтического образа», впервые увидеть Москву, побеседовать с журналистами и попробовать славянскую кухню. О впечатлениях героя «Нирваны», «Горца», «Тарзана» и друга Люка Бессона — в ближайших номерах «ЗН».
Приз «За вклад в киноискусство» получил чешский режиссер Войтех Ясный, фильм которого «В какой стороне рай» был в конкурсной программе.
Специального упоминания жюри удостоился очень специфический, особенно для неподготовленного зрителя, фильм корейского режиссера Ким Ки-Дука (Республика Корея) — за самую шокирующую историю любви. В нем ртутный столбик смакования любовного наваждения героини, на мой взгляд, сильно зашкаливает.
Три Серебряные стрелы попали соответственно в лучший романтический дуэт Сидсе Бабет Кнудсен и Нильса Ольсена из фильма датского режиссера Сюзанны Бьер «Один-единственный». Это одна из самых милых и счастливо разрешившихся любовных историй фестиваля, хотя для счастливого соединения влюбленных авторам пришлось избавиться от мужа героини — итальянского жиголо и жены героя, бросив ее в автомобильную аварию.
Иранское кино уверенно завоевывает лидирующие позиции на многих известных кинофорумах. «Лики любви» не исключение. Приз за лучшую мужскую роль получил Джадид Назари (фильм «Джомех», режиссер Хассан Ектапанах). Правда, фильм по своей стилистике напоминает романтическую Индию 60-х, сам же непрофессиональный актер пребывает сейчас в немецкой тюрьме, как политический беженец. Председатель жюри Удо Кир выразил надежду, что награда фестиваля поможет ему в его дальнейшей судьбе.
Награда за лучшую женскую роль по праву досталась финской дебютантке Саане Хюваринен за роль в фильме «Короткая жизнь» Хекки Куянпяя. Это трагическая история матери-отказницы, наложившая страшный отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь, по своей повествовательной манере напоминает волну «деревенской прозы» 70-х.
Гран-при Золотая стрела за лучший фильм улетел в Мексику. Фильмом-победителем стал обладатель Гран-при Каннской недели критики, фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Сука-любовь» — жесткий и жестокий сборник киноновелл в стиле столь популярного сейчас «мексиканского неореализма».
Безрадостная картина любви лишь отображает общее настроение кинематографистов разных стран, и заслуга директора программ фестиваля Сергея Лаврентьева в том, что он представил зрителям всю гамму этих настроений. Зрители трех московских кинотеатров — «Америка-синема», «Мир Кинотавра» и «Ролана», — оценили это, массово покупая билеты на просмотры. Хотя душе, сердцу и глазу по-прежнему хочется света, добра и надежды.
На заключительной пресс-конференции Марк Рудинштейн подчеркнул, что ему и «Ликам» интересно было бы исследовать тему отношений мужчины и женщины после сумасшедшего вихря первой влюбленности. А что будет интересно кинематографистам, покажет следующий фестиваль «Лики любви».