«Країна мрій». Музыка и слова народные…

Поделиться
Судя по всему, в столице стало одной местной достопримечательностью больше — этнофестиваль «Краї...
Болгарский гурт (Одесская область, с.Чийшия)

Судя по всему, в столице стало одной местной достопримечательностью больше — этнофестиваль «Країна мрій», родившийся в прошлом году, нынче праздновал свой день рождения с гораздо большим размахом: три фестивальных дня были насыщены событиями настолько, что к концу мероприятий уже невозможно было вспомнить хотя бы фрагментарно все увиденное за день.

Год назад проект музыканта Олега Скрипки был заведомо оппозиционным, а поэтому не особенно желанным для городских властей. Впрочем, он состоялся и тогда, только львиную долю расходов прошлогоднего фестиваля покрывал фонд «Украина 3000» Виктора Ющенко. Теперь же фестивалю был дан «зеленый свет», финансированием вплотную занялись всевозможные министерства и один крупный мобильный оператор. Размах действительно впечатлил: семь сценических площадок, одна из которых, большая сцена, оборудована осветительной и звуковой аппаратурой, плотный график всех трех фестивальных дней, несколько весьма известных имен и коллективов, отдельная детская программа с участием фольклорных коллективов и народных умельцев, Аллея мастеров, где представлены искусство вышивки, гончарство, роспись по дереву и керамике, кожаные изделия и ковка металла… И тем не менее Страна грез, как можно условно перевести название этого фольклорного действа, оставила после себя двойственное впечатление.

Ударим фольклором по поп-музыке
и бескультурью

Что и говорить, сама идея организовать на Певческом поле летний фестиваль народной (в истинном понимании этого слова) музыки, танца и ремесел, полностью оправдывая наконец-то название местности и освободив ее от кошмарных децибелов попсовых мероприятий, — безусловно хороша. Да и от гротескной шароварщины, которая настолько же смешна, насколько и наигранна, организаторам второй раз удалось удержаться. Люди в разнообразных вышиванках, чудных крайках, национальных украинских костюмах и с рисованными лицами, словно сошедшими со старинных фотографий, — как верно подметила одна моя коллега, с такими людьми нестрашно и страну строить… Да разве только украинские традиции — организаторам удалось привезти на киевские склоны великолепный грузинский коллектив «Басиани», заводных венгров «Эштенас», ансамбль «Вильнеле» из Литвы. Впрочем, им было отведено время для выступлений лишь в дневной программе. А после 19.00 на Большой сцене начиналась основная часть — выступления коллективов, именующих себя то этнороковыми, то просто этническими, а то и вовсе фольклорными, но так или иначе оформленных в пеструю «упаковку» плохо поставленного сценического звука. Именно на эту часть программы были брошены основные силы. Надо сказать, не обошлось без настоящих открытий — например, таким для меня стал молдавский коллектив «Тригон». Ребята играют вместе с 1992 года, объездили с гастролями полмира и уже что-то даже завоевали, но в фестивальной афише им досталось очень невыгодное, чтобы не сказать недостойное, место — выступать в первый, да еще и будний, фестивальный день практически на разогреве — удовольствие прямо скажем небольшое. Тем более — для музыкантов такого уровня и с таким сумасшедшим джазово-фольковым репертуаром. Сорок минут удовольствия, пусть даже подпорченного неудачными экзерсисами звукоинженеров, было явно недостаточно для наслаждения. Но молдаванам больше не выделили — их сменил камерный винницкий коллектив «Очеретяний кіт», который просто «потерялся» после балканских мотивов и мощной энергетики. По традиции каждый вечер завершался «хозяевами» — украинскими коллективами. В пятницу это был «Тартак» в его традиционном формате.

Неравномерное распределение публики бросилось в глаза уже на следующий день, когда на крутых зеленых склонах расселись буквально полчища слушателей. В этот вечер ожидалось выступление двух украинских команд — «Гуцул Калипсо» из Черновцов и столичных «Гайдамаков», но люди знающие называли другой коллектив — «Red Cardell», французских гостей фестиваля и абсолютно фантастических музыкантов. Их стиль — это уникальный микс, невероятная смесь рока, бретонской музыки, этнических напевов, плюс мощнейшая энергетика и та самая простота, которая не часто, но граничит с гениальностью. Трое французов с европейским спокойствием и непринужденностью почти час заводили публику своей программой, даже не задумываясь над тем, будет ли она «драйвовой» по определению или нет. Для их музыки эта планка «не работает». Зато отечественные «звезды» довольно заметно старались придерживаться провинциальных стандартов, подгоняя программы под публику. Не все, замечу правды ради, но и этого было довольно, чтобы, как говорится, почувствовать разницу.

Закрывали фестиваль аутентичной (цитирую пресс-релиз) музыки бандурист Роман Грынькив, абсолютно попсовый с субъективной точки зрения автора, коллектив «Мандры», который в течение часа развлекал толпу не особенно оригинальными обработками народных песен в сочетании с собственным творчеством, восточная красавица Севара Назархан из Узбекистана (там певица родилась, но сейчас работает в Англии с известнейшим музыкантом Питером Гэбриэлом, который по совместительству также и ее продюсер) и, конечно же, герои дня, группа «Вопли Видоплясова», солист которой Олег Скрипка заслуженно носит титул закоперщика всего этого национального праздника на Певческом поле.

О чем грезит Олег Скрипка…

Страна грез, по Скрипке, это то место, где прошлое органично соединяется с настоящим, а значит, и с будущим. Которое, вследствие такого своевременного синтеза (когда еще не окончательно утрачены традиции прошлого), наверняка будет прекрасным.

Но не все так просто и гладко, и прежде всего потому, что видение «Страны» организаторами не совсем совпадает с реальностью. Обязательно находятся обиженные — вроде талантливого маленького кобзаря Данила, которого не включили в программу выступлений на «кобзарской сцене». Затем, сугубо организационные сложности вроде выбивания разрешений на торговлю на территории Поля и множество других проблем, которые заметны после трех фестивальных дней.

Планировалось представить на фестивале не только музыку, танцы и народные ремесла, которые были собраны на Аллее мастеров (ковка, лепка, роспись по глине, изготовление старинных украинских кукол из соломы и т.д.), но и национальные кухни, однако воплотилось это в виде одного индийского кафе и индийского же шатра с одеждой и липкими сладостями, а также в несметном количестве лотков с пивом и чипсами, которые, очевидно, являются основным рационом каждого сознательного украинца. При этом сам Скрипка неоднократно называл «публику с пивком», пришедшую «на дармачка» послушать музыку да накачаться градусами, нежеланными гостями.

Более того, у небедных организаторов фестиваля на все хватило денег, кроме… туалетов. Видимо, в стране грез о земных нуждах и не помышляют, а кто мечтать не умеет — для тех местные, как всегда колоритные удобства в количестве одна штука на многотысячную толпу.

Ну а самое странное — это то, что некоторые достойные коллективы, вроде тех же «Басиани», остались за бортом вечерних шоу. А ведь Олег Скрипка упирал на то, что это фестиваль аутентичной музыки, — и тогда не совсем понятно такое разделение: по вечерам играют коллективы «концертные», то есть раскрученные, акустические, а днем — те, кто попроще?

Следующее путешествие в «Страну грез» состоится через год. Не исключено, что оно станет платным и более коротким, два дня вместо трех. Практика доказала, что в будний день Певческое поле не собирает и трети аудитории, которая пришла сюда в выходные. Кроме того, таким образом организаторы собираются придать фестивалю более солидный статус — мол, там, где деньги платят, публика ответственнее себя ведет. Тогда и удобства появятся, и устроителям будет проще. Вот только мне кажется, что сама соль идеи неизбежно растворится в денежных единицах — что-то вроде платного входа в рай… И пусть даже этот рай очень и очень земной, несовершенный и кратковременный — разве так уж плохо, что люди привыкают к хорошему? И приходят сюда с детьми и друзьями, участвуют в конкурсах, лепят, рисуют, вышивают и плетут, узнают и вспоминают. И начинают гордиться своими корнями и традициями.

Минус на минус дает плюс — это неоспоримый факт. Но в данном случае минус на плюс все-таки дает плюс, хотя и не безоговорочный. И если вдохновителям и хранителям фестиваля удастся удержать баланс и не создать прецедент аутентичной попсы — я первая им буду благодарна. Потому что нам есть что беречь. И есть что терять.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме