Конкурс Горовица остался на карте

20 мая, 2016, 00:02 Распечатать
Выпуск № 18, 20 мая-27 мая 2016г.
Отправить
Отправить

ХІ Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица, выстраданный ввиду двухлетней задержки из-за войны на Востоке, все-таки состоялся. Угроза исключения единственного в Украине члена WFIMC (Всемирной ассоциации международных музыкальных конкурсов), нависшая над ним, минула. Этому способствовали усилия оргкомитета во главе с Юрием Зильберманом (генеральным директором конкурса, президентом Фонда Владимира Горовица, проректором по науке Киевского института им. Р.Глиэра).

Конкурс Горовица остался на карте
© Facebook/Vladimir Horowitz Piano Competition

ХІ Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица, выстраданный ввиду двухлетней задержки из-за войны на Востоке, все-таки состоялся. Угроза исключения единственного в Украине члена WFIMC (Всемирной ассоциации международных музыкальных конкурсов), нависшая над ним, минула. Этому способствовали усилия оргкомитета во главе с Юрием Зильберманом (генеральным директором конкурса, президентом Фонда Владимира Горовица, проректором по науке Киевского института им. Р.Глиэра).

Команда провела колоссальную подготовительную работу и добилась финансовой и организационной поддержки от Министерства культуры и столичной администрации, спонсоров и меценатов.

Форум собрал уважаемое международное жюри во главе с профессором НМАУ им. Чайковского Валерием Козловым (группы "Горовиц-дебют" и младшая) и ректором Киевского института музыки им. Р.Глиэра, профессором Александром Злотником (средняя группа). В составе жюри работали представители США, Грузии, Италии, Германии, Польши и Франции. Конкурсные прослушивания проходили в зале Киевского дома ученых НАНУ. А финальные выступления с оркестром и награждение победителей - в Колонном зале им. Н.Лысенко.
Из подавших заявки 200 после прослушивания записей до состязаний были допущены 77 юных пианистов из Украины, Азербайджана, Австралии, Австрии, Беларуси, Болгарии, Германии, Израиля, Италии, Китая и Сербии.

Группа "Горовиц-дебют" была трогательной. Малыши в возрасте от 8 до 13 лет до этого соревновались в четырех номинациях с произвольной программой.

І группа "А" ELEMENTARY (длительность выступления 10 минут);

ІІ группа "В" ELEMENTARY (длительность выступления 15 минут с обязательным исполнением этюда);

ІІІ группа "С" ADVANCED - программа по выбору участника с обязательным исполнением сонаты (І или ІІ-ІІІ ч.) или вариаций (длительность выступления 20 минут);

IV группа "D" ADVANCED - исполнение части концерта для фортепиано с оркестром в сопровождении второго фортепиано.

Некоторые выдержали марафон во всех четырех из них. Безусловным лидером по количеству представленных произведений стал Ван Дзи Ю из Китая, подготовивший для участия во всех номинациях 17 сольных номеров и первую часть Третьего концерта Д.Кабалевского.

Хочется отметить, что в группах "Горовиц-дебют" и "Младшей" за Украину выступили не только воспитанники средних специальных музыкальных школ при музыкальных академиях, но и многочисленные учащиеся ДМШ. Приехали дети из областных и районных центров. География конкурса была представлена всеми регионами, а среди победителей оказались ребята из Шостки, Острога, Северодонецка, Южного, Фастова, Одессы и нескольких киевских ДМШ.

Результаты в группе "Горовиц-дебют" вывели на сцену юных победителей, затем их педагогов, высокое качество творческой работы которых с уважением констатировал в своей речи профессор Козлов.

Хочется перечислить всех маленьких артистов.

Номинация "А":

Третье место: Альбина Шумакова, Елизавета Рябошапка, Егор Мезенцев;
Второе: Михаил Ермак;

Первое: Екатерина Елисеева.
Номинация "B":

Шестое, пятое места не присуждались.
Четвертое место: Святослав Свечников, София Лукашива;
Третье: Мария-Луиза Плешакова, Марк Иваницкий, Елизавета Рябошапка;
Второе: Кирилл Барташевич (Беларусь), Егор Мезенцев, Екатерина Елисеева;
Первое: Кристина Михайличено.
Номинация "С":
Шестое место: Ван Дзи Ю (Китай), Александр Коркута;
Пятое: София Дубий, Егор Бахмут;
Четвертое: Ангелина Даценюк, София Муштай;
Третье: Мария-Луиза Плешакова;
Второе: Анна Небаба;
Первое: Кирилл Барташевич (Беларусь).
Номинация "D":
Шестое, пятое места не присуждены.
Четвертое: Анастасия Соловьева;
Третье: София Дубий;
Второе: Дмитрий Кущ, Егор Мезенцев, Михаил Ермак;
Первое: Кристина Михайличенко.

***

В концерте победителей группы "Горовиц-дебют" по одной миниатюре сыграли Кристина Михайличенко, Екатерина Елисеева, Миша Ермак, Аня Небаба, Кирилл Барташевич и Егор Мезенцев.

Отличную технику и погружение в детское, однако, переданное непростыми средствами, содержание пьесы Аарона Копленда "Кот и мышь" показал 8-летний учащийся 32-й киевской ДМШ Миша Ермак.

Удивил зрелостью и глубиной 12-летний белорус Кирилл Барташевич, выразивший глубокий трагизм знаменитой Прелюдии ор. 3 №2 Сергея Рахманинова.

Закончила детскую часть концерта победительница "оркестровой" номинации "D" Кристина Михайличенко. Пятиклассница столичной школы им. Лысенко - крымская переселенка, которая теперь занимается в классе известного педагога Натальи Толпыго-Русиной. В сопровождении симфонического оркестра Национальной филармонии п/у Виталия Протасова юная артистка уверенно исполнила финальное Рондо Второго концерта Л.Бетховена.

Подарком стало завершающее вечер выступление Антония Барышевского - солиста Национальной филармонии, лауреата второй премии в средней группе Шестого конкурса Горовица, а также второй премии конкурса Ферруччо Бузони в Италии и Золотого медалиста конкурса им. А.Рубинштейна в Тель-Авиве. Пианист убедительно сыграл одночастный энергичный и звонкий Первый концерт С.Прокофьева. Публика не отпускала любимца, на бис прозвучала мечтательная прелюдия А.Скрябина опус 13, до мажор.

В течение недели в Доме ученых следовали конкурсные прослушивания первого и второго туров младшей и средней групп.

Третий тур вновь переместился в Колонный зал им. Лысенко, где на сей раз в сопровождении НСОУ п/у Владимира Сиренко финалисты младшей группы сыграли по одной части концерта.

Звания лауреатов (называю программы третьего тура) распределились следующим образом.

I. Лао Жуй Си - Шанхай, Китай, 11 лет - И.Бах, Концерт ре минор, 1 часть;

II. Роман Федюрко - Киев, ДМШ №21, 11 лет - Л.Бетховен, Концерт №2, 1 часть;

III. Дмитрий Семикрас - Сумская ДМШ №1, 14 лет - Ф.Шопен, Концерт №1, 1 часть;

IV. Николай Мирошниченко - Харьковская ДМШ №2, 7 класс - Бетховен, Концерт №3, 1 часть;

V. Алиса Заика - школа им Лысенко, 8 класс - С.Прокофьев, Концерт №1;

VI. Мария Мациевская - Киевская ДШИ им. Турчака, 14 лет - Ф.Шопен, Концерт №2, 1 часть.

В Колонном зале победители играли на предоставленном конкурсу спонсорском рояле Yamaha (в Доме ученых выступления проходили на прекрасном инструменте C.Bechstein).

Результаты неравнозначны и продемонстрировали различный уровень навыков пианистического туше и владения выразительным потенциалом инструментов.

Отлично взаимодействовал с оркестром обладатель прекрасного звука Лао Жуй Си. Не отстали от него оба исполнителя концертов Бетховена.

Убедительно и уверенно звучал Рома Федюрко - победитель многих конкурсов. С хорошей артикуляцией, хотя, порой "погрязая" в тексте, играл I концерт Шопена сумчанин. Не все получилось у исполнительниц Прокофьева, и особенно шопеновского II концерта.

Лауреаты младшей и средней групп получили не только моральное удовлетворение, но и денежные призы. Их размер от 200 долл. за VI место в младшей группе до 5 тыс. - обладателю первого места в средней группе. Не менее важной наградой является возможность будущих выступлений победителей на ведущих украинских и зарубежных сценах.

Результат состязаний в средней группе, как и в младшей, включал, конечно же, итоги всех трех туров.

Вторая и четвертая премии не были присуждены.

Первая премия принадлежит украинцу Алексею Канке. Третья - Джордже Радевски из Сербии. Чень Ванчуань из Китая - пятая премия. Шестая премия - у трех участников. Это Мария-Десислава Стойчева из Болгарии, украинец Илья Овчаренко и Павле Крстич, представивший одновременно две страны - Сербию и Австрию.

О впечатлениях третьего тура. В финал вышли шесть участников, исполнявших в сопровождении оркестра Национальной филармонии п/у Николая Дядюры трехчастные фортепианные концерты (по 25–40 минут каждый), и эти выступления заняли два вечера.

Жанр концерта требует от музыканта многих качеств. Это не только техническое совершенство, но и эмоциональная зрелость, умение выразить нередко весьма разнообразную и богатую палитру мыслей и чувств, вложенных в него автором. Все участники финала прозвучали достойно.

Конечно, огромный и сложный Первый концерт П.Чайковского в исполнении Алексея Канке впечатлил. Хотелось написать "в интерпретации", но, на мой взгляд, о ней еще говорить рано, хотя 11-классник школы Лысенко - настоящий труженик и большой молодец, правда, звук у него пока суховат, и индивидуальность не созрела.

Понравился Второй концерт Шопена, блестяще, безукоризненно, утонченно, на мой взгляд, идеально сыгранный китайским пианистом Чень Ванчуанем. Сочетание изысканной хрупкости и чувственности покоилось на крепкой технической основе.

Он и его маленький земляк в младшей группе ни разу не промахнулись в непростом пассаже, оба обладают великолепным звуком, ни на миг не отстраняются от жизни в образе. Они не нарушали динамического баланса с оркестром, что не раз случалось в игре других претендентов обеих групп. К сожалению, в средней группе было много ритмических расхождений солистов с оркестром, подтверждающих неопытность и сильное сценическое волнение молодых исполнителей, "ловить" которых не всегда получается...

Не так удачно исполнил этот же концерт Павле Крстич. Не было "шопеновского" звука, жанровости мазурки в финале. Играл добросовестно, но ординарно.

Интересно звучал Второй концерт С.Рахманинова у Джордже Радевски. Не все было идеально, но ощущались собственное исполнительское отношение и индивидуальность.

Порадовал самый юный конкурсант этой группы - 15-летний Илья Овчаренко. Он с большим энтузиазмом, смело, раскрепощенно исполнил Концерт №2 К.Сен-Санса. Сумел приковать внимание зала, правда, не хватило выдержки и опыта в финале.

Достойным заключением конкурса стало выступление болгарки Марии-Десиславы Стойчевой с Концертом Р.Шумана, соч. 54. Девушка верно выстроила форму, играла красивым звуком, осознанно, слушать ее было интересно.

- Аналогов подобных конкурсов для совсем молодых исполнителей в мире немного, - говорит Юрий ЗИЛЬБЕРМАН. - Детские конкурсы, как правило, имеют много номинаций. Они очень нужны. Час назад кто-то из ребят сказал: "Я пришел послушать, так как это крайне важно для меня". То есть это и обмен опытом среди детей, и повышение педагогического мастерства. Мы ведь входим младшими группами в Европейскую ассоциацию юношеских конкурсов. Немецкий конкурс Bundes Jugend Musiziert напоминает бывшие советские:: сначала - конкурс внутри школы, затем - в районе, потом -городской, республиканский и, наконец, всесоюзный. И там соревновались настоящие звезды.

По этому принципу проводится Jugend Musiziert, вызывающий колоссальный интерес публики. Вся Германия устремляется к телевизору - финал идет! Молодцы. Поэтому мы придумали конкурс-спутник "Горовиц-дебют".

Нужно стимулировать развитие раннего исполнительства, собирать детей вместе, открывать и готовить перспективу.

Порой замечаем, что ребенок по природе перспективнее того, чему его научил преподаватель. Конечно, в маленьких райцентрах тоже рождаются звездочки, которым нужно дать основы пианизма, чего иногда не хватает выпускнице музучилища, с ним работающей. В плане перспектив следующей, старшей группы, загадывать не берусь - бывает невероятно яркий состав участников, но случается "средний" уровень, отсутствие лидера, когда первая премия не присуждается, как это уже бывало.

А что касается "технического" аспекта, то легко было организовывать конкурс в год "Евро-2012", когда мы вошли в правительственную культурную программу года. В 2013-м мы получили поддержку только города, а Министерство культуры конкурс не финансировало. Два года он не проводился, хотя был момент, когда министерство даже согласилось отпустить конкурс за пределы Украины. А ведь на 2014-й год было почти 300 заявок из 26 стран. Мы отобрали каждого пятого, около 60 детей. Сложно сказать, что ждет нас в будущем, трудно терять страну с культурной карты мира.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК