Конкурс Горовица: магия имени

22 марта, 16:36 Распечатать Выпуск №11, 23 марта-29 марта

С 16 по 24 апреля в столице пройдет Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица.

© moderato.in.ua

За все время проведения конкурса участниками соревнований стали более 1300 молодых музыкантов из 35 стран мира, что свидетельствует о большом внимании международного сообщества к этому музыкальному форуму. С прошлого года внесены изменения в положение о проведении конкурса. Итак, один конкурс проходит в течение трех лет, — ежегодно поочередно представляя одну возрастную категорию: самых маленьких участников "Горовиц-дебюта" и младшую, среднюю и старшую группы.

16–24 апреля состоится прослушивание средней группы в возрастной категории от 14 до 19 лет. (Кстати, предварительный квалификационный отбор участников уже состоялся, его прошли 27 молодых исполнителей из девяти стран мира.) 

За годы своего существования международный конкурс стал неотъемлемой составной частью музыкальной культуры Украины, фортепьянной в частности. Общаясь с его лауреатами, можно узнать, что, побывав на конкурсе хотя бы раз, участники становятся частью большой фортепьянной семьи, которая в течение многих лет содействует их карьерному росту. 

Благодаря чему? С 1998 года при конкурсе работает "Школа исполнительского мастерства", а с 2000-го действует Международный культурно-художественный проект "Международная летняя музыкальная академия". В течение этих лет свыше 700 молодых музыкантов из 18 стран мира в пределах указанных проектов имели возможность посещать мастер-классы и учиться у знаменитых музыкантов.

Один из известных пианистов США ХХ века, Даниэль Поллак, сказал о Владимире Горовице: "Время от времени в нашей жизни появляется исполнитель, который производит настолько большое впечатление, что, почувствовав его один раз, мы меняемся навсегда". Эти слова можно применить и к конкурсу, названному в память о выдающемся музыканте. Ведь за 24 года проведения конкурса он повлиял на профессиональное становление многих молодых исполнителей. Например, немало лауреатов подтвердили свои достижения на престижных международных конкурсах: имени А.Рубинштейна (Израиль), имени Ван Клиберна (США), имени Ф.Буззони (Италия), имени П.И.Чайковского (РФ), на конкурсе пианистов в Хамамацу (Япония), конкурсе ARD (Германия) и других.

Исполнительный директор, президент Международного благотворительного фонда Конкурса Горовица Ирина Полстянкина рассказывает:

— Начиная с 2004 года, Конкурс Горовица — единственный в Украине, который входит в состав Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов. А чтобы стать членом Всемирной федерации, надо было выполнить ряд условий и квалификационных требований: возрастной ценз (участие молодых музыкантов старше 19 лет), количество премий и размер премиального фонда, "международность" членов жюри и участников, наличие ангажементов. Конкурс должен проходить в акустических залах при наличии высококлассных роялей различных брендов. К участию в финальном туре должны привлекаться профессиональные симфонические коллективы.

Конкурс инспектируют представители WFIMC, приезжают коллеги из других конкурсов, поэтому уровень и условия его проведения — предмет нашей постоянной заботы. Дирекция конкурса Горовица работает в режиме нон-стоп и за 24 года сформировала структуру, составными частями которой являются Международная летняя музыкальная академия, система мастер-классов на протяжении учебного года в КИМ им. Р.Глиэра, организация и проведение концертов в Украине и за рубежом, уникальные радиоконцерты и авторские программы Иванки Карабиц на радио "Аристократы", издательская деятельность, активные страницы в социальных сетях. Не имея такой активности, невозможно оставаться на плаву в современном мире, подтверждать свою квалификацию члена Всемирной федерации.

— Ирина, одним из обязательных требований І тура является исполнение музыки украинских композиторов. Из опыта предыдущих лет — удается ли справиться с интерпретацией украинской фортепьянной музыки исполнителям из США, Южной Кореи, КНР, Японии, Австралии, Израиля, Италии?

— Исполнение пьесы украинского композитора иностранными участниками — это очень интересно и для жюри, и для публики. Иностранцы просят прислать им ноты, часто ведется весьма длительная переписка: "А можно пьесу-миниатюру виртуозного плана?", "А кантилену?", "А в джазовой манере?" Потом с интересом ждем, что же выберет участник.

Иногда случается, что некоторые пьесы становятся "хитами" у иностранцев. Так было с "Токкатой" В.Филиппенко, "Бурлеской" М.Скорика, "Кич-музыкой" В.Сильвестрова, "Прелюдиями" И.Карабица; сейчас очень популярен С.Борткевич. Часто именно иностранные участники получают спецприз за исполнение пьесы украинского композитора. Уже в течение многих лет иностранные участники и члены жюри просто скупают все, которые только можно, ноты украинских композиторов. Мы, конечно, пытаемся помочь, хотя очень трудно объяснить нашим гостям, почему в столице европейского государства нет специализированного нотного магазина...

— Как жюри конкурса обычно оценивает яркие творческие индивидуальности? Что преобладает — артистизм, демонстрация личного исполнительского стиля или "послушное" раскрытие стиля композитора?

— В самом названии конкурса "памяти В.Горовица" есть магия имени. Поэтому наше жюри слышит и отмечает конкурсантов с ярко выраженной индивидуальностью, иногда прощает им свободную интерпретацию, поскольку знает: таланту позволено то, что не дозволено обычному исполнителю.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно