Конкурс Горовица: это сбылось!

10 мая, 15:55 Распечатать Выпуск №17, 11 мая-17 мая

В течение десяти дней столица Украины, куда съехались несколько лучших пианистов мира в возрастной категории от 14 до 19 лет, была центром фортепьянного искусства.

Илья Овчаренко (Украина, I премия) © Александр Иванов

Именно в период избирательных баталий в Киеве происходил также грандиозный отбор кандидатов на звание лауреата Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица.

Участниками соревнований стали 27 молодых исполнителей из девяти стран мира — Австралии, Великобритании, Армении, Израиля, Италии, Канады, Китая, Литвы и Украины. Все участники прошли довольно серьезный предварительный профессиональной отбор, поэтому внимание жюри и международного музыкального сообщества было приковано к прослушиванию высокохудожественных образцов музыкальной классики, драматургию которых не всегда легко осмыслить в юном возрасте, не говоря уж о технической сложности исполнительской программы. Однако юные исполнители не только справились с инструментальным выражением авторских решений на фортепиано, скрытых в знаковой системе нотных символов, но и продемонстрировали свое индивидуальное толкование художественного образа в контексте интерпретации музыкальных произведений.

Рассмотрев итоги XII Международного конкурса Горовица в cредней группе, отметим, что его значимость заключается не только в атмосфере состязательности, которая закаляет пианиста, вынуждая постоянно поддерживать исполнительскую форму, но и в формировании инструментально-исполнительской музыкальной культуры, которая в течение 24 лет является ярким показателем художественных достижений отечественной фортепьянной школы на международной арене.

Горовиц_1
Алена Щербань
Слева направо: Ирина Полстянкина (Президент Международного благотворительного фонда конкурса Владимира Горовица), Давиде Ранальди (Италия, призер конкурса), Ноа Капелюшник (Израиль, призер конкурса), Ноа Чжоу (Великобритания, III премия), Кейтлен Риналди (Австралия, IV премия), Дмитрий Семикрас (Украина, II премия), Шанцзюнь Сюй (Китай, V премия);

Углубившись же в историю конкурса, мы увидим, что все молодые исполнители, прошедшие апробацию своего мастерства на "сцене Горовица" в возрастных категориях "Горовиц-Дебют" (младшая, средняя и старшая группа), подтвердили свое звание лауреата на престижных международных конкурсах. Чтобы убедиться, достаточно ознакомиться хотя бы с творческой историей трех пианистов: Антония Баришевского — лауреата ІІ премии 2005 г.; Романа Лопатинского — лауреата "Горовиц-Дебют" 2004 г., ІІ премии 2006 г. и І премии
2010 г.; Брайана Валлика — лауреата І премии 1997 г. Кроме того, мы можем вспомнить также XIV Международный конкурс Вана Клиберна (США, штат Техас), где впервые за всю историю украинец Вадим Холоденко получил І премию и Золотую медаль. Не менее феерическим было выступление украинца Дмитрия Чони на Международном фортепьянном конкурсе в Лос-Анджелесе в 2017 г., где исполнитель получил І премию и в том же году подтвердил свое первенство на XXVII Международном фортепьянном конкурсе в Риме и Международном конкурсе пианистов им. Паломы О'Ши в Сантандере (Испания). 

Одним словом, лауреаты Горовица завоевывали призовые места на многих престижных международных конкурсах: им. А.Рубинштейна (Израиль, Тель-Авив), Вана Клиберна (США, штат Техас), им. Ф.Буззони (Италия, Больцано), им. П.Чайковского (РФ, Москва), на конкурсе пианистов в Хамамацу (Япония), конкурсе ARD (Германия, Мюнхен) и других.

Одним из достижений XII Международного конкурса Горовица является то, что два украинца завоевали І и ІІ премии. Александр Злотник — председатель жюри конкурса, народный артист Украины, профессор, ректор Киевской муниципальной академии музыки им. Р.Глиэра, заметил: "Нам есть чем гордиться: впервые в истории конкурса украинские исполнители одновременно стали лауреатами І и ІІ премий, что свидетельствует о качестве отечественной фортепьянной школы". Таким образом, лауреатом І премии и обладателем Золотой медали стал Илья Овчаренко, а лауреатом ІІ премии и обладателем Серебряной медали — Дмитрий Семикрас.

Как известно, все участники конкурса, подавая заявку, готовили семь сольных произведений и одно произведение с оркестром. В течение трех туров каждый из участников имел возможность проявить свои сильные стороны в разных жанрах музыки — от хрестоматийных прелюдий и фуг И.С. Баха, сонат Д.Скарлатти до виртуозных этюдов и концертов с оркестром.

Каждый тур конкурса отмечался неповторимой атмосферой и задачами, которые необходимо было решить международному составу жюри.

Горовиц_2
Алена Щербань
Жюри конкурса: Войцех Cвитала (Польша), Татьяна Рощина (Украина), Александр Злотник (Украина, Председатель жюри), Ванесса Латарш (Великобритания), Франческо Либетта (Италия), Дина Иоффе (Израиль), Николай Сук (США) .

Первый тур — это определение исполнительских музыкально-аналитических навыков участников, с демонстрацией особенностей полифонического мышления. Это также выражение многоголосой фактуры, линеарного проведения музыкальных голосов, выделение музыкальной темы. Здесь исполнителям нужно было продемонстрировать контраст и единство голосов в полифоническом сплетении звуков комплементарной ритмики; обратить внимание на мастерство владения классическим репертуаром в сонатах И.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, М.Клементи; проявить особенности исполнительской интерпретации в произведениях композиторов-романтиков и обратить внимание на интерпретационные аспекты произведений украинских композиторов.

Одним из требований І тура было обязательное исполнение произведения украинского композитора. По итогам конкурса специальный приз за лучшее исполнение произведения украинского композитора получил лауреат ІІІ премии и обладатель Бронзовой медали, представитель Великобритании Ноа Чжоу, с блеском исполнивший "Бурлеску" М.Скорика. Именно в этом произведении, как и в "Гуцульском триптихе", "Коломыйке", украинский композитор передал непривычное для 60-х лет ХХ в. толкование народно-песенных интонаций, которые причисляют к "новой фольклорной волне". 

Так что украинский неофольклоризм успешно исполняют в мире не только украинские исполнители, но и зарубежные, и конкурс Горовица это подтвердил.

Однако насколько сложно для зарубежных участников конкурса обязательное условие исполнить музыку украинского автора, и насколько они готовы к интерпретации украинской фортепьянной музыки, которая не всегда для них ментально близка? 

Исполнительный директор конкурса Горовица Ирина Полстянкина отмечает: "Исполнение пьесы украинского композитора иностранными участниками всегда вызывает особый интерес жюри и публики. Иностранцы просят прислать им ноты, часто ведется весьма длительная переписка: а можно пьесу-миниатюру виртуозного плана, а кантилену, а в джазовой манере? Потом мы с интересом ожидаем, что же выберет участник. Иногда бывает, что какие-то пьесы становятся хитами у иностранцев. Часто именно иностранные участники получают спецприз за исполнение пьесы украинского композитора".

Атмосфера ІІ тура была не менее эмоциональной. Каждый из участников старался продемонстрировать артистизм, в котором объединяется инструментально-художественное осмысление образного содержания исполняемого произведения с эмоциональным проявлением глубокого ощущения логики разворачивания музыкальной драматургии. Именно на это были направлены репертуарные требования ІІ тура, которые охватывали стилевую панораму музыки от эпохи романтизма до современности. 

Трансформация музыкальной темы, ее драматизация, психологизация музыкальных образов в сознании исполнителя и ее выражение в индивидуальном толковании художественного содержания — со всеми этими задачами большинство участников справились отлично. Немало произведений, исполненных конкурсантами во ІІ туре, написаны в форме вариаций. Как отмечал Роберт Шуман: "В вариациях объект нужно все время четко видеть, но стекло, сквозь которое на него смотрят, должно быть по-разному окрашено". 

Так что перед членами жюри стояла нелегкая задача — определить, насколько конкурсант сумеет выразить основную тему произведения, осмыслить ее, эмоционально пережить, а затем трансформировать и приспособить к разным жанровым условиям, определенным в нотном тексте музыкальной композиции. 

Учитывая результаты решения жюри, наиболее удачно смогли проявить себя во ІІ туре — Илья Овчаренко, Дмитрий Семикрас, Мария Мациевская (Украина), Ноа Чжоу (Великобритания), Кейтлен Риналди (Австралия), Шанцзюнь Сюй (КНР).

Финал конкурсных соревнований — проведение ІІІ тура — состоялся в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины. Там каждый из участников старался показать себя в роли солиста Академического симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под управлением дирижера Виталия Протасова.

И завершающим торжественным аккордом конкурсных соревнований стала церемония награждения, где перед вручением награды каждый из лауреатов исполнил одно из ярких произведений своей программы. Это в который раз подтвердило высокую требовательность и объективность жюри, высокий профессиональный уровень конкурсных соревнований 2019 г. 

Горовиц_3
Алена Щербань
Слева направо: Дмитрий Семикрас (Украина, II премия), Илья Овчаренко (Украина, I премия), Кейтлен Риналди (Австралия, IV премия), Виталий Протасов - дирижер Академического симфонического оркестра Национальной филармонии Украины), Мария Мациевская (Украина, VI премия), Ноа Чжоу (Великобритания, III премия), Шанцзюнь Сюй (Китай, V премия).

Нельзя также не отметить важную особенность конкурса Горовица: награждение участников не только премиями от 500 (VI премия) до 5000 долларов США (І премия), но и специальными призами, ангажементами (а их немало) от Европейского союза молодежных музыкальных конкурсов; от Международного благотворительного фонда конкурса В.Горовица — стипендия на обучение в международной "Летней музыкальной академии" в сезоне 2019 г., концерты лауреатов в городах Украины, выступление с оркестром в рамках Международного фестиваля "Киевские летные музыкальные вечера"; концерт лауреатов в зале им. Альфреда Корто в Париже в сезоне 2019/2020 от художественного директора Ассоциации Анимато (Франция) Мариана Рибицки; участие лауреатов XII Конкурса в концертной серии Украинского института в Швеции сезона 2020/2021 от директора Украинского института в Швеции (Стокгольм) Наталии Пасечник; специальное отличие Украинского радио — студийная запись в художественный фонд Украинского радио и привлечение лауреатов ко многим другим художественным концертным проектам.

Несмотря на высокий профессиональный уровень и требовательное жюри, в течение всего конкурса чувствовалась праздничная и доброжелательная атмосфера музыкального форума, где каждый из участников смог не только проявить себя, но и получить ценный опыт от общения с членами жюри и исполнителями, ближе познакомиться с культурой Украины.

Суммируя результаты конкурса и отмечая высокий уровень подготовки украинских пианистов, профессор фортепиано Talent Music Academy в г. Брешия (Италия) Дина Йоффе заметила: "В Украине есть молодое поколение пианистов, хорошо известных в мире. Мне приходилось участвовать в работе жюри многих международных конкурсов — в Хамаматцу (Япония), конкурсе им. Ф.Шопена (Польша), конкурсе в Кливленде (США) и других. Я заметила, что на таких престижных конкурсах выступают много молодых исполнителей из Украины, большинство которых сейчас учатся за рубежом. Но очень важно, чтобы лауреаты всегда помнили, кто их научил, а научили их здесь — в Украине".

Конкурс Горовица 2019 г. проходил под лозунгом "Это сбудется". Что ж, это сбылось, и обязательно сбудется в следующем, юбилейном, году! Именно в 2020 г. организационный комитет будет отмечать 25-ю годовщину Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно