КОЛЫБЕЛЬ ЗВЕЗДНЫХ МИРАЖЕЙ

Поделиться
Два дня подряд на сцене Национальной оперы Украины вновь царил балет. Министерство культуры и иск...

Два дня подряд на сцене Национальной оперы Украины вновь царил балет. Министерство культуры и искусств и театр «Дружба» совместно с дочерним предприятием шведской фирмы «Орифлейм Украина» в очередной раз, уже почти традиционно выступили организаторами гастролей артистов из России. Расклеенные по всему городу задолго до этого события афиши вновь приглашали на фестиваль «звезд мирового балета», привлекая зрителей магией названий знаменитых театров - Мариинского и Большого. Верный своим привязанностям, истосковавшийся по истинному балетному зрелищу киевский зритель заполнил роскошный зал и замер в радостном ожидании чуда...

Гастроли открылись балетом «Жизель» А.Адана в традиционной хореографии Ж.Перро, Ж.Коралли и М.Петипа. Исполнение балетного шедевра эпохи романтизма малоизвестной петербургской труппой «Русский балет» (директор и художественный руководитель О.Брускин) напоминало скорее рядовой школьный спектакль в прилежном исполнении, нежели визитную карточку именитых гостей. К тому же нам был представлен неполный, концертный, вариант балета под фонограмму. Никому не известные доселе в Киеве ведущие солисты спектакля - молодые лауреаты международных конкурсов Вероника Иванова (Жизель), Кирилл Мясников (Альберт) и Дмитрий Корнеев (Ганс) в сопровождении неплохо слаженного кордебалета приезжей труппы, казалось, не спеша «разогревались», осваиваясь на новом месте. События на сцене развивались монотонно и совсем не вдохновляли. В довершение всего многих зрителей поразила программка вечера - скромный розовый листок, который не нес практически никакой информации, зато стоил целых 2 гривни.

Второй день встречи с «мировыми звездами» удался устроителям чуть лучше. Программа вечера стала более оживленной. Первое отделение целиком посвящалось хореографии Михаила Фокина. Ласкала слух музыка Шопена, под божественные звуки которой парили словно сошедшие с гравюр далеких эпох невесомые сильфиды. Жаль, что исполнители неувядающей «Шопенианы» - солисты Мариинского театра Елена Глурджидзе (Вальс), Ирина Ситникова (Прелюд), Вероника Иванова (Мазурка и 7-й Вальс) и Сергей Вихарев (Мазурка) все же не смогли донести до зрителей всю утонченность фокинского стиля.

После антракта концерт продолжался в обычном дивертисментном стиле. Девять разноплановых номеров, никак не связанных между собой, впрочем, дали нам возможность представить панораму современного российского балета. В который раз зрителю был показан ряд привычных, дежурно-традиционных конкурсных фрагментов из классических балетов: па-де-де из «Спящей красавицы» (Е.Глуржидзе и К.Мясников) и «Бабочки» Тальони (И.Ситникова и С.Вихарев); па-д'аксьон из «Баядерки»

(Е.Глурджидзе и Игорь Петров) и панадерос из «Раймонды»

(А.Гронская и Д.Корнеев). Увы, исполнители воспринимались как череда хорошо обученных близнецов, бесстрастно выполняющих положенные телодвижения и трюки, но ничем не отличающихся друг от друга и не привлекающих к себе особого внимания.

Примерно таким же количеством номеров была представлена в концерте и современная хореография. Весьма проникновенно «прозвучала» уже известная киевлянам хореографическая миниатюра петербургского балетмейстера Владимира Карелина «Медея» на музыку Генделя, Стравинского и традиционую японскую в исполнении лауреата международного конкурса в Варне (Болгария, 1980) Сергея Вихарева. Налицо был явный успех танцовщика (чего, к сожалению, нельзя сказать о его же выступлениях в классическом репертуаре).

Зрители увидели также не совсем обычную хореографию скандально известного в России балетмейстера из Перми Евгения Панфилова (автора нашумевших в свое время «Балета толстых», «Колыбельной для мужчин», «Метаморфоз» и многого другого), которого совсем не знают в Украине. Его номер под названием «Послеполуденный отдых фавна» в исполнении Александры Гронской и Дмитрия Корнеева стал киевским дебютом постановщика и солистов из Санкт-Петербурга. Номер немало озадачил публику, и хотелось бы все-таки знать, что все сие означало: парафраз из блистательного дореволюционного «Фавна» Вацлава Нижинского либо панфиловское ноу-хау? Лично на меня наибольшее впечатление произвел костюм партнерши Фавна - пышное черно-белое платье на тончайшей гибкой фигуре А.Гронской, преврашающееся то в ложе, то в банкетку для героя (надо сказать, что подобный костюм, скрывающий под пышными юбками приспособление для сидения персонажа, а также его остроумное обыгрывание - излюбленный трюк Е.Панфилова, его собственное изобретение и встречается в хореографии балетмейстера невпервые).

И наконец мы увидели настоящую звезду - заслуженную артистку России, хорошо известную и любимую в Киеве Илзе Лиепу. Дочь прославленного Мариса и сестра талантливого танцовщика Андриса Лиепы предстала в известном сочинении Ролана Пети «Гибель розы» на музыку Густава Малера вместе со своим бессменным партнером Пятрасом Скирмантасом. Эта поэтичнейшая хореографическая миниатюра приобрела и у нас с недавних пор популярность благодаря превосходному исполнению солистов Национальной оперы Татьяны Боровик и Анатолия Козлова. Кстати, этот номер является фрагментом из балета на музыку Г.Малера «Больная роза», который был создан Р.Пети в 1973 году для Майи Плисецкой.

Вечер балета продолжался. И звучал голос несравненного Фрэнка Синатры. Под звуки песни «Мой путь» экстравагантная, сексапильная Она (И.Лиепа) и независимый, отстраненный Он Ним (П.Скирмантас) выясняли отношения в танцевальной миниатюре «Мужчина и женщина», которую сама же балерина и создала.

В финале вечера мы вновь встретились с классикой: из дымки софитов взорам публики явился белоснежный фокинский «Умирающий лебедь» (И.Лиепа). И в который раз светлая мелодия Камилла Сен-Санса струилась, сливаясь с кантиленой движений исполнительницы, изумляя своей красотой и вызывая в душе смятение.

Несмотря ни на что, нас всегда непреодолимо притягивает к себе Красота. Наш древний Киев богат прекрасными театральными традициями, а киевляне - отзывчивые и благодарные почитатели истинных талантов. И думаю, нам стоит сохранять свое достоинство и отстаивать реноме города высокой культуры, а значит, не заменять истинное незначимым, талант - посредственностью. Шумная реклама, многочисленные афиши, обещающие сплошной «звездопад»... Все это должно прежде всего отвечать действительности. И, право, не стоит нам стесняться оценивать уровень приглашенных соответственно самым высоким критериям. Только при этом условии Украина сможет стать культурной Меккой, а желающие помочь ей в этом обретут известность и почет как меценаты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме