КОКТЕЙЛЬ ЭНЕРГИИ И ИЗЯЩЕСТВА

15 ноября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 15 ноября-22 ноября 1996г.
Отправить
Отправить

Праздник танца, которым стал конкурс им.С.Лифаря, не завершился с вручением призов и медалей. Он бы...

Праздник танца, которым стал конкурс им.С.Лифаря, не завершился с вручением призов и медалей. Он был продолжен серией гала-концертов, а также вечерами французского балета из Тулузы «Du Capitole» на сцене Национальной оперы Украины.

Сегодня речь пойдет об одном не оцененном по достоинству событии конкурса. Нынешний конкурс оказался консервативным в восприятии необычного явления современной хореографии - сочинений Этьена Фрея. Фрей из Швейцарии, получил профессиональное музыкальное образование, а хореографией серьезно начал заниматься позже. Работал в труппе Мориса Бежара, однако не считает его своим наставником в балетмейстерском творчестве. Не считает и эвритмию, культивируемую в Швейцарии, компонентом своих оригинальных сочинений. Классический танец он изучал в Японии, где работал во многих балетных труппах, в том числе у Минору Очи. Хорошо знаком с классическим репертуаром как исполнитель. Первые авторские пробы Фрея-балетмейстера относятся к 1984 году. В этом же году - первый успех на международном конкурсе в Ноане (Франция), где жюри возглавлял Серж Лифарь. Затем - приз зрительских симпатий на фестивале современной хореографии в Марселе...

Отклики в прессе красноречиво свидетельствуют, что эти симпатии разделила в полной мере и балетная критика:

«Идеи Фрея, воплощенные в танце, захватывают, берут в плен. Его хореография по праву может быть отнесена к лучшим образцам европейского современного танца» (июль 1987 г., Антуан Ливио).

«В их танце - потрясающая гармония движений, исполненных ума и жизненной силы. Пластические формы соединяются между собой спонтанно и неуловимо» (апрель 1988 г., Сильва Гарсиа).

«Совершенно новый танец, в котором живут чувства светлые и сильные, волнующие и безбрежные... Они побуждают танцовщиков пересекать сцену, словно устремляясь в вечность» (апрель 1988 г., Кристоф Живор).

В 1987 году Этьен Фрей основал труппу «Синопья». Синопья - красная глина, добытая в карьерах Синопа, азиатского города шахтеров, возникшего в далекие времена на караванном пути. Художники Возрождения в XVI веке использовали ее при изготовлении красок для мозаики. Итак, синопья - символ возрождения красоты. Состав труппы варьируется в зависимости от репертуара от 4 до 14 человек. Именно в «Синопье» Фрей поставил более тридцати оригинальных балетных сочинений, поражающих зрителей своей смелой эстетикой. Одна из них - «Гарольд и Мод» была создана специально для Иветт Шовире, Розеллы Хайтовер и Жана-Клода Павалли.

В Киеве на конкурс им. С.Лифаря Фрей представил две свои новые работы: хореографические миниатюры «В лучах заходящего солнца» на музыку Р.Штрауса и «Последнее прощай» на музыку Севана и Д.Шостаковича (посвященное памяти Ж.-К. Павалли). Исполнители - сам автор и его постоянная партнерша Кати Дети, в прошлом танцовщица труппы Мориса Бежара, которая уже приезжала на гастроли в нашу страну с «Балетом XX века».

К сожалению, эстетика современной хореографии мало знакома нашему зрителю. Язык танца Фрея на первый взгляд хаотичен и непонятен. Техника исполнения такова, что «расчленить» танец на отдельные части невозможно. Это обстоятельство смутило даже специалистов в жюри конкурса. Потребовалось не раз и не два увидеть хореографию Фрея, чтобы не только войти эмоционально в ее стихию, но и оценить сложнейшую координацию, техническую трудность и удивительную музыкальность этих безостановочных скольжений, синхронных движений корпуса и едва уловимых прикосновений.

«Движение ресниц - уже есть танец», - говорит Фрей. И действительно, отточенность деталей в его сочинениях фантастична! Нет ложной многозначительности, усложненных метафор, нагромождения рассчитанных на зрителя эффектов... Все выглядит непостижимо просто. Это почувствовали и зрители, и профессионалы. Балетмейстер Алла Рубина сказала о Фрее так: «Этот человек вышел на прямую связь с космосом».

Действительно, Этьен Фрей ощущает гармонию мироздания, обладает абсолютным слухом относительно воплощенной в движении музыки. «Самое гармоничное в мире - это движение листа на дереве, колеблемого ветром, дрожащего под каплями дождя... Оно природно и прекрасно», - говорит он.

Свои хореографические опусы Этьен Фрей создает на серьезную симфоническую музыку, отдавая предпочтение русским композиторам: Чайковскому, Рахманинову, Прокофьеву. Его постановки идут на балетных сценах Словакии, Швейцарии, Италии. Это «Ромео и Джульетта» П.Чайковского, «Эскизы» на музыку С.Рахманинова, «Десять белых танцев» на музыку Баха, Перселла, Хачатуряна, Теодоракиса и др., «Четыре времени года» Дж.Верди, «Граффити» на рок-музыку...

Когда мы спросили Фрея, какое впечатление произвели на него киевские артисты и «видит» ли он кого-нибуть из них в своей хореографии, балетмейстер ответил: «В дни конкурса на киевской сцене выступали удивительные артисты. Татьяна Боровик и Анатолий Козлов - очень современные, необычайно выразительные танцовщики. Потрясла меня Елена Филипьева, которая воплощает на сцене совершенство классического танца. Эта балерина - подлинная богиня танца. Денис Матвиенко - юный супертанцовщик! Они все заслуживают того, чтобы специально для них создавали новую оригинальную хореографию».

В свою очередь, Елена Филипьева выразила восхищение композициями Фрея, их гипнотизирующим волшебством.

В творческих планах Этьена Фрея - хореографическое воплощение инструментальной музыки С.Прокофьева и даже собственная версия «Лебединого озера». Последнее, пожалуй, покажется дерзким, однако после прикосновения к такому своеобразному миру хореографии можно предположить, что это будет весьма любопытно.

«Увидев хотя бы раз, как танцует «Синопья», захочешь обязательно посмотреть на это еще и еще, посоветуешь другим побывать на их спектаклях. Ведь каждый из них - настоящее событие, которое поглощает тебя целиком. И хочется как можно дольше не расставаться со спектаклем, не терять ощущения чистоты, гармонии и любви, которых так мало в жизни...» (июнь 1989 г., Магали Воефрей).

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с теми же проблемами. И оттого нам радостно было бы вновь увидеть мудрую, человечную и остросовременную хореографию Этьена Фрея в гастрольных спектаклях труппы «Синопья» из Швейцарии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК