Коктебельский коктейль с соленым привкусом

Поделиться
Пятый год коктебельский берег собирает у своего причала музыкантов и гостей многочасового действа «Коктебель-джаз»...

Пятый год коктебельский берег собирает у своего причала музыкантов и гостей многочасового действа «Коктебель-джаз». Это прямо-таки «музыкальный забег» вокруг дома Максимилиана Волошина.

Нынче на набережной вновь выстроились две сцены, где три дня проходили концерты — буквально в пятидесяти метрах от кромки моря. После основных программ действие переносилось в небольшие клубы и в аквапарк. Играли до глубокой ночи и раннего рассвета. Организаторы, заявив основным направлением «Джаз-Коктебеля» экзотик-джаз, о джазе, впрочем, не побеспокоились. И на третий вечер, когда напоследок убийственно загрохотали английские децибелы Us3, со сцены полился «чистый хип-хоп», и по ее краю забегал, приседая и подергиваясь читающий свои мантры однообразно интонирующий репер, назрело: «А может, мальчика-то и не было?»

Известно, что многочисленные современные ответвления джаза объединяет два основных признака: активная свинговая ритмика и большая или меньшая доля сиюминутности возникновения продукта. Пожалуй, оба момента на коктебельском фестивале были. Однако «приджазированность» многих участников была нередко декларативной, внешней, приблизительной. А украинские и постсоветские исполнители в основном выглядели профессиональнее и крепче западных коллег.

Трогательными и правильно «наученными» были «малыши» из херсонского детского диксиленда. Не было стыдно за молодого перспективного киевского пианиста Алексея Боголюбова и его трио.

Тонко и профессионально прозвучал дуэт Крымовых из Днепропетровска — скрипачки-вокалистки Людмилы и бас-гитариста Михаила. Как всегда хорошо играли наш сильный баянист Костя Стрельченко и его коллеги, работающие в стилистике world music.

Все большую глубину проникновения в фольклор разных стран и отличные импровизационные навыки демонстрирует известный киевский коллектив «Гурт Йо-Гурт», где играют Маша Хмелева (флейта, вокал), Кирилл Бородин (скрипка), Орест Крыса (гитара), Данило Денисов (аккордеон), Сергей Яксон (ударные, перкуссия).

Чисто отработал и севастопольский Fusion Orcestra, название которого говорит о его стилистике. Несколько робеют, но хорошо играют девушки из «Сна Дебюсси». По-настоящему джазово прозвучали профи из группы «Четыре тенора», названной в подражание знаменитому оперному вокальному трио. Правда, соль московского ансамбля в том, что в нем играют четыре тенор-саксофониста: Сергей Головня, Антон Залетаев, Евгений Печников и Евений Игнатов. Им помогают лидер пианист Виктор Лившиц и его коллеги по ритм-секции Владимир Кольцов-Крутов (контрабас) и Давид Ткебучава (барабаны). Репертуар — стандарты. Но как хорошо москвичи их аранжируют (Виталий Долгов) и превосходно подают.

Все перечисленные коллективы выступали на «малой» сцене.

Невыразительными были там же совершенно неджазовые Елена Фролова и ее аккомпаниаторы. Еще хуже оказались французы из Natasha et Nuits de Princes. Певица пела откровенно фальшиво, а репертуар ее состоял из русских кабацких песен времен белого движения. Хотя, возможно, на набережной и найдется несколько человек, которым этот уровень и содержание понравились?

На большой Волошинской сцене — хедлайнеры. Лучшими оказались грузины с проектом EgAri из группы The Shin. Они обитают в Берлине, играют много, выступают в разных уголках мира и везде пользуются успехом. Основа их популярности — качество, выверенность, безупречный профессионализм, тонкий вкус и народная основа. Это сплав архаики и современности, грузинского музыкального и даже танцевального фольклора с элементами фламенко, ориентальностью, джазом. Старинные грузинские инструменты у них отлично уживаются с электронными, а народное вокальное многоголосие — с джазовыми сольными импровизациями. Все нравилось. Только это тоже... не джаз.

Поболее джаза — в выступлении авторитетного московского саксофониста Олега Киреева. У него много этники, он любит подражать модному тувинскому горловому пению, что не мешает ему и его группе в качестве основного способа изложения и развития материала использовать джазовую стилистику. В тот же вечер с похожей манерой на Волошинскую сцену поднялась теперь достаточно известная в Украине и России грузинка Нино Катамадзе и ее INSIGHT. Певица изменилась (хотя трудно сказать, в какую сторону). Ее милые простенькие наряды и тихая неторопливая интимная задушевность пения потеснены теперь необходимостью выходить на большие аудитории под открытым небом. Что повлекло за собой усиление звука, появление напористости и даже легкой «стервозности» в манере, поведении, в пении. Исчезла доверительность и простота создаваемых певицей образов, появились стандартные «имидж» и «гламур».

Свежим и оригинальным стало выступление поп-певицы Кати Чили в сопровождении группы киевского домриста Виктора Соломина. Она исполняла украинские песни. Импровизировала, как могла. И музыкантам многое удалось. Хотя назвать их проект «джазовым» тоже нельзя. Наименее удачным, на мой взгляд, оказалось выступление смешанного разноплеменного состава из Австрии. Его солистка Fatima Spar — представительница Турции. В группе есть выходцы из Болгарии, Украины, Балкан, Австрии. Девушка старается. Но у нее небольшой голосок. Она совершенно не владеет джазовыми вокальными приемами. К тому же вульгарно держится. В репертуаре группы намешано все: цыганские, балканские, клезмерские, арабские мотивы заправлены элементами dixie jazz и brassband. Не могу, впрочем, не похвалить отличных духовиков: играющего на сопрано-саксофоне одессита Андрея Прозорова и трубача болгарина Александра Владигерова.

Посмотрев коктебельский коктейль, подумала: а почему бы не привлечь к подбору участников консультантов?

Ведь на свете «есть много, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме