Когда короли слабее свиты

Поделиться
Первый концерт 2006 года серии «Междунарожный джазовый абонемент» прошел в Большом зале консерватории...

Первый концерт 2006 года серии «Междунарожный джазовый абонемент» прошел в Большом зале консерватории. Состав на сцене был действительно многонационален: двое американцев — вокалист Ти-Боун и барабанщик Ким Плейнфилд, двое россиян — пианист Владимир Нестеренко и бас-гитарист Аркадий Овруцкий и двое наших — тенор-саксофонист Дмитрий Александров и гитарист Александр Павлов.

Играли и пели громко и долго, полных два отделения, почти три часа. У американца сильный голос, но, как бывает у вокалистов, упивающихся собственным звучанием, его часто заносит не туда, отчего поет нередко фальшиво (не путать с джазовыми blue notes, которые специально неточно интонируют отдельным ступеням джазового звукоряда, придающими звучанию особую экстатичность). Хотя нужно отдать должное — мелодических заготовок и сценических примочек певец собрал в свой арсенал немало.

Слушатели радостно встретили стандарты от Beatles, давно ставших популярным импровизационным материалом, до Чика Кориа. И хотя к сцене музыкантам не привыкать, им можно посочувствовать: слушать себя в таком грохоте нелегко, громкость очень сильная. Работали в стиле «как бы фанк» (на фанк не потянули из-за эклектики), требующем соответствующих децибел, который в стенах музыкальной академии звучит и действует буквально разрушительно. Под стать вокалисту был барабанщик (осенью, когда он впервые играл в Киеве, а происходило дело не где-нибудь, а в Колонном зале филармонии, слушатели периодически поднимали голову вверх, опасаясь, что люстра упадет под действием акустической вибрации). Плейнфилд — крепкий музыкант, но его перефорсированная манера производит впечатление постоянного стремления это доказать: не надо, слышим.

Хорош был Овруцкий, участвующий в каждом концерте цикла, не только весьма уверенный бас-гитарист, поднаторевший в своем умении на родине джаза, он к тому же прекрасный менеджер-организатор. Благодаря его заморским контактам весь абонемент, собственно, и состоялся. В рамках цикла осенью ему удалось, например, привезти в Киев такую величину, как пианист и композитор Марк Соскин, автор музыки к очень популярному у нас сериалу «Секс и город». В зале Лысенко с Овруцким играл и великолепный польский саксофонист Збигнев Намысловский. Эти мастера всегда показывают очень высокий уровень, качество которого буквально беспроигрышно, и у нас зачастую невозможно найти им достойных партнеров.

Дело в том, что наши музыканты, работающие в джазе, достигают успехов почти исключительно благодаря личной активности, природной одаренности, самостоятельным усилиям в постижении секретов джазового мастерства. У нас нет широко поставленного качественного образования в этой области, устойчивых исполнительских и педагогических традиций: программ, методических разработок, пособий, технической базы, инструментария, ничего! В отличие от России, где джаз осваивают во втором по значению музыкальном вузе страны — Российской академии музыки им. Гнесиных, а еще в петербургском училище им. Мусоргского, консерватории Петрозаводска, Ростове-на-Дону (от знаменитой ростовской ДМШ им. Кима Назаретова до консерватории), да и не только. У нас же — вакуум, а если что-то из методических материалов и есть, то тщательно засекречено от глаз любопытных (вероятно, чтобы шпионы из американской джазовой Беркли-скул, на методику которой опирается весь мир, на микропленки не пересняли и не воспользовались).

Думаю, что несправедливо было бы не отметить двух игравших с Ти-Боуном молодых и одновременно достаточно зрелых музыкантов из аккомпанирующего состава: московского пианиста Нестеренко и нашего Александрова. Вову и Диму, как их представил американский солист. Нестеренко звучит типичным российским крепышем джазового фортепианного мейнстрима. Это очень качественный технарь с идеальным ритмом, звуком и артикуляцией, великолепным прикосновением. Он владеет богатым «словарным» запасом, почерпнутым не только из джазового лексикона, но и как принято сейчас в европейской фортепианной джазовой манере, из академической музыки: в его сольных выходах ясны мотивы Рахманинова, Дебюсси. Для каждого слушателя, независимо от стилистических предпочтений, его вступления и интермедии стали настоящими оазисами хорошего вкуса и высокого качества. В Киеве мало музыкантов такого уровня, и, как правило, это выходцы из провинции. Например, талантливый педагог, руководитель отличного киевского детского оркестра Little Band Academia Виктор Басюк, выпускник Одесской консерватории, приглашенный в столицу с должности дирижера знаменитого криворожского детского джазового оркестра. В Кривом Роге, оплоте украинского джаза, еще 35-40 лет назад проходили огромные джазовые фестивали. Там Басюк в свое время сменил за дирижерским пультом другого знаменитого джазового «провинциала» — эмигрировавшего в Германию Александра Гебеля. Есть достижения в джазовом образовании Одессы, Херсона, Донецка.

А партнер Нестеренко по концерту Ти-Боуна тенор-саксофонист Александров несколько лет назад переехал в столицу в составе одной из сильнейших украинских инструментальных групп «Схід-Side» из Харькова. У Дмитрия очень хороший наполненный густой и ровный звук, прекрасное дыхание, горячая манера. Именно фортепиано и саксофон выглядели в программе Ти-Боуна профессионально и фактически вытащили ее на себе, помешав развалиться на глазах (точнее, ушах) слушателей. Все мы, конечно, люди, но резонное желание «срубить капусты», то бишь заработать, не может стать ведущим мотивом. Посему организаторам цикла хочется пожелать разборчивости, дабы короли не выглядели слабее свиты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме