Международный фестиваль анимационного кино «КРОК» носит ярко индивидуальную окраску в ряду других кинофестивалей не только из-за своей неповторимой духовной рукотворности, но и потому, что по времени своего проведения завершает летнюю фестивальную феерию. О фильмах и кинопрограммах «КРОКа-2002» читатели «ЗН» узнали из прошлого номера, прочитав материал Александра Шпилюка, я же попытаюсь передать незабываемую атмосферу этого замечательного кинопутешествия, расскажу о проблемах, которые обсуждались на «круглых столах», познакомлю с мнением некоторых гостей и участников — и все это в антураже дивных мест, где побывал фестиваль.
Красавец Питер, где теплоход «Виссарион Белинский», ставший на время фестиваля плавучей гостиницей, перебросил трап на причал речного вокзала, прочно связав нас на два дня с северной столицей России, стал стартовой точкой «КРОКа-2002». Санкт-Петербург порадовал солнцем, радушием, яростной попыткой навести былую красоту в преддверии своего 300-летнего юбилея, роскошью закованной в гранит Невы, прохладой каналов, ажурной легкостью мостов, игривым величием фонтанов Петергофа и невольно всплывающими в памяти строками Пушкина и Ахматовой, Бальмонта и Бродского. Спрятанный в строительных лесах Аничков дворец встретил и проводил гостей и участников фестиваля волшебными звуками старинной музыки. В конце второго дня «КРОК» отправился в путь, расцвечивая рабочие будни краткими привалами на милом моему сердцу величественном Валааме, в карельской столице — Петрозаводске, порадовав местных детишек «Мультишоу», приоткрыл завесу тайн над святыми мощами Александра Свирского, вдохновил иконами Дионисия в Ферапонтовском монастыре.
И здесь нелишне вспомнить, что титанические усилия одержимой любовью к анимации кроковской команды, во главе с Ириной Капличной, не увенчались бы успехом без поддержки постоянных друзей-партнеров, вдыхающих жизнь в фестиваль. Среди них информационно-аналитический центр «Новоком», который уже не первый год поддерживает «КРОК». Компания Canon, предоставившая наисовременнейшую технику и сделавшая фестивальный кинопоказ цивилизованным. Со всех концов света свезла гостей фестиваля легкокрылая авиакомпания KLM. А каталог европейского уровня помогли создать компания ULYS-systems и рекламно-издательский центр «Гопак».
Уже не раз в рассказах о «КРОКе» читатели слышали о необыкновенном умении аниматоров веселиться от души. И в этом году звучали песни и шутки на заседаниях клуба «Ре-анимация», выдумывались лихие костюмы для традиционного карнавала, с присущей аниматорам выдумкой прошло чествование юбиляра — сопрезидента «КРОКа» Давида Черкасского. В работе и отдыхе деятельное участие принимали гала-звезды анимации: Фредерик Бак и Юрий Норштейн, Жорж Лакруа и Наталья Дабижа, Иван Максимов и Кине Оне, Александр Татарский и неизменный друг и спонсор призов фестиваля Франсуа Соломон. Это перечисление может быть бесконечным, но вернемся к работе. Ведь «КРОК» дает бесценную возможность аниматорам не только посмотреть работы друг друга, но и серьезно обсудить цеховые проблемы, которых в кино сегодня немало.
Две конкурсные программы — «Анимация коммерческая и заказная» и «Анимация авторская» подсказали тему «круглого стола» — «Анимация нового века — искусство, ремесло или бизнес?». По словам Эдуарда Назарова, 95% производимой в мире анимации — это заказы телеканалов. С другой стороны, появление компьютеров и их доступность вызвали к жизни поток анимамедитаций, лишенных даже зачатка владения профессией. Участие в дискуссии лучших из лучших представителей цеха, а также продюсеров ведущих российских телеканалов, кинокритиков и журналистов, возможно, могли бы сделать разговор более плодотворным, не возьми на себя роль третейского судьи одна из теоретиков анимакино. Лишенная, видимо, постоянной аудитории и обрадованная возможностью показать себя всесторонне, она постоянно «тянула одеяло на себя», перебивая ораторов и лишая других слова. Известный российский кинокритик Владимир Дмитриев бросил великолепную «затравку» аудитории, сказав, что при советской власти аниматоры жили и трудились в неком гетто, варясь в собственном соку, повторяя бесконечно себя и друг друга, теперь, выйдя в большой мир, несколько растерялись. Будучи в эпицентре этого удивительного «гетто избранничеств», я решила продолжить разговор в кулуарах.
К нашему бывшему земляку, увенчанному многими престижными международными наградами, руководителю студии «Пилот» Александру Татарскому я обратилась с вопросом: «На этом фестивале никак не могли определиться с терминами: коммерческая и авторская анимация. Хотелось бы услышать ваш комментарий по этому поводу. Возможна ли авторская анимация, если она не является коммерческой?»
— Действительно, есть некоторая неточность в терминологии, вообще термины всегда беднее жизни, но как только мы определяемся с терминологией, сразу проводим границу. Главное — определить, где эта граница находится и где стоит пограничник Карацупа с собакой Ингул. Для меня она не проходит между детским и взрослым кино, между коммерческим и авторским. Я вообще не понимаю, что значит «авторское». Любое произведение имеет автора, потому оно и авторское. Граница эта проходит только между «талантливо» и «неталантливо», профессионально и непрофессионально. Все. Другой границы как бы и нет. Я бы вообще слово «авторский» исключил и использовал слово «арт». Искусство для искусства. Но никто не мешает сделать заказную продукцию. Во-первых, авторский фильм тоже может быть коммерческим, во-вторых, заказной сериал вполне может быть авторским. А скажите мне, пожалуйста, разве «Книга джунглей» Диснея или «Бемби» неавторские фильмы, что, они не коммерческие? Фильм «Побег из курятника» — безусловно авторский, но денег собрал как хороший коммерческий. Проблема в том, кто делает, для кого делает, кто заказывает музыку и т. д. Все зависит от людей.
Свое мнение по этому поводу высказывает Роберт Саакянц — армянский режиссер, которому на «Арменфильме» сегодня работается гораздо сложнее, чем его коллегам в Москве. Он на фестивале после тринадцатилетнего перерыва — ни возможности, ни желания приезжать не было, но много и интенсивно работал, презрев все трудности.
— Ни за какие деньги не делаю то, что мне неинтересно. Задачи всегда есть, решать их всегда интересно. Как мультипликатор на голову перерос себя тогдашнего. Любой заказ для меня — повод решать задачи. Они всегда авторские, потому мультипликат — тоже работа художника, автора. У меня есть работы, сделанные бесплатно, по заказу, по просьбе, это единый непрерывный процесс.
— Как вы считаете, невероятные технические возможности, которые появились сегодня, могут уничтожить анимацию? Ту самую— рукотворную, дышащую?
— Всегда говорил: компьютерная анимация станет дышащей, когда вырастет поколение, для которого компьютер — продолжение руки, как для нас карандаш. Для них компьютер будет только инструментом, а не игрушкой. Раньше существовали ножницы между компьютером и художником, потому что художник не владел компьютером, а тот, кто им владел, не был художником. Сегодня эти два ремесла во многих случаях уже слились. Как ни странно это не ограничит возможности компьютера, а наоборот, намного их расширит, когда начнешь владеть компьютером как смычком, а не просто перелистывать страницы программ. На фестивале я сделал для себя выводы. Из арсенала средств мультипликации ушла литература повествовательная. Нет необходимости смотреть фильм больше трех минут. Камера, сопровождающая героя до домика Бабы Яги в течение десяти минут меня перестала интересовать. Поскольку раньше она отвлекала мое внимание от сюжета — изобразительными, визуальными приемами, сегодня виртуальные приемы на порядок выше. Мне нужно сжать это пространство. Сейчас идет перевооружение, и от каких-то средств тем и жанров мультипликация откажется. Это неизбежно не потому, что ново. Клип — совершенно новое слово в мультипликации и снобизм тут во вред снобам. Клип — это прежде всего динамика и пластика, что требует мастерства, виртуозности. Это возможность играть словом, играть на отрицании, на иллюстрировании, поддержать настроение изображением. Я делал клипы, где в секунду происходило несколько превращений, метаморфоз. Это новый язык, новые задачи, новая арена соревнования. На этом фестивале мы застали армию в период перевооружения, она не в самом лучшем виде предстала сегодня. Убежден, предстоит мощнейший взрыв, идет накопление.
— Проблема дилетантов в анимации действительно очень серьезна?
— Они дилетанты в той мультипликации, в которой требовался другой профессионализм. Но это не значит, что они будут дилетантами в новой мультипликации. Художники отличались друг от друга манерой письма, но не поставленными задачами. Надо было создавать портреты: природы, людей или короля, и возникла новая генерация художников, которых Веласкес считал бы дилетантами. Тем не менее, это были большие художники. Потому я бы не стал рубить с плеча.
Наталья Дабижа известна не только своими картинами, сделанными на «Союзмультфильме», но и замечательными работами, созданными по заказу Великобритании. Ее мнение по поводу состояния сегодняшней анимации показалось важным, способным подвести некий промежуточный итог, чтобы продолжить разговор на следующем «КРОКе».
— Каждый художник высказывает свои мысли, свои идеи, а средства могут быть всевозможные. Компьютер в какой-то степени облегчает и делает дешевле реализацию идеи. Если он воплощает ее хорошо, если это позволит сделать больше фильмов, то зачем от этого отказываться. Пути назад уже нет.
— Любой фестиваль —показатель текущего процесса. Как вы оцениваете эту программу?
— У меня довольно грустное было настроение, когда смотрела продукцию: авторское кино, которое никому не интересно, кроме самого автора. Эту ситуацию надо сломать, потому что мы все завязаны на конечный результат. Как бы художник ни сопротивлялся, он поймет рано или поздно — нужно его кино или нет. Прошло время, когда деньги берутся непонятно откуда, нужно идти в ногу со временем.