В 1870—80 гг. одесский физик Краузе сконструировал аппарат для проекции диапозитивов, при помощи которого на экране демонстрировалось изображение движущихся человеческих фигур и экипажей. 20 сентября 1888 г. Краузе дал жителям Харькова «оптико-физическое представление движущихся художественных «туманных картин», показав виды Харькова, Крыма, Кавказа. 13 мая 1889 г. состоялось представление «художественно-световых картин» Краузе в Казани. «В трех отделениях программы зрителей пленяли видовые картины, юмор, фантастика. В декабре 1890 г. в городском театре Владикавказа Краузе показывал «туманные картины» о кавказской выставке в Тифлисе, о чудесах и тайнах океана, юмористические и фантастические сцены с «движениями и перемещениями».
9 января 1894 года сын крепостного крестьянина Иосиф Тимченко, бывший ученик мастерской Императорского Харьковского университета, проработавший на судостроительном заводе в Одессе и избранный механиком Императорского Новороссийского университета, представил свой аппарат с механизмом прерывистого движения ленты с проекцией на экран. Презентация проходила на съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве. На экране демонстрировались сцены «Скачущие кавалеристы» и «Метатели копья»…
Нетрудно заметить, что оба украинских изобретателя явили миру свои движущиеся картинки значительно раньше легендарного сеанса братьев Люмьер. Но история распорядилась так, что именно люмьеровский поезд, которым братья напугали публику в парижском «Гранд-кафе» 28 декабря 1895 года, ознаменовал рождение нового искусства.
Впрочем, историю творим мы сами. И сами отвечаем за сделанное. Или несделанное. Например, за то, что украинцы так и не сумели отстоять свое первенство в области киноизобретений. Как не сумели уберечь свое кино, чья полноценная жизнь зародилась в последней четверти XIX века. Первым кинооператором в Российской империи (!) был харьковский фотограф-художник Альфред Федецкий. Газета «Южный край» от 30 сентября 1896 г. сообщает: Федецкий «заснял на кинематографическую пленку перенесение иконы Озерянской Божьей Матери по ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты». Это были первые киносъемки на территории России, сделанные отечественным оператором.
Эти и множество других фактов изложены в книге киноведа Владимира Миславского «Кино в Украине 1896—1921 годов», вышедшей недавно в харьковском издательстве «Торсинг». Тираж — 500 (!?) экземпляров. Спроса что ли нет на такое издание?.. Книга Миславского уникальна по количеству собранных в ней архивных данных, многие из которых, равно как и ряд фотографий, увидели свет впервые. Работа харьковского киноведа, носящая справочно-информационный характер, содержит ценнейшие материалы по наименее исследованной области отечественного киноведения – ранней киноистории Украины. В книге рассматриваются процессы развития кинохроники, просветительного и игрового кинематографа, излагается история отечественного кино периодов Первой мировой и Гражданской войн, Февральской и Октябрьской революций, зарождения государственного кинематографа во времена УНР и Гетмантства, рассказывается о судьбах киноэмиграции. Впервые проведено исследование процессов формирования киноаудитории, эволюции кинотеатрального бизнеса и кинообразования.
Материалы по теме «Кино в Украине 1896—1921 годов» Владимир Миславский, выпускник ВГИКа, начал собирать с середины 1980-х. А идея написания книги, по признанию автора, родилась в конце 1990-х, «когда интерес к национальному историческому наследию стал очевиден». В итоге его труд вобрал 187 биографических статей о творческих работниках, 362 аннотированные статьи об игровых фильмах, 769 аннотированных статей о документальных фильмах. Читатель сможет узнать, какие произведения украинской литературы чаще всего экранизировались на российских киностудиях, какие фильмы выпускались на российских же студиях в Украине в период Гражданской войны, как проходили киносеансы в то далекое время, как отражала жизнь «синемы» тогдашняя кинопресса. Узнать о том, что благоприятные условия для развития украинского кинематографа впервые возникли сразу после образования Центральной Рады — в марте 1917-го. Именно в период Гетманства в Украине попытались создать отечественную кинематографию на государственном уровне. Была организована Кинематографическая секция, «которая планировала использовать кинематограф в просветительских и пропагандистских целях: производить научные фильмы, снимать местную хронику, открывать кинотеатры для показа научных и игровых фильмов с титрами на украинском языке».
Поскольку история развивается по спирали, будем надеяться, мы доживем до витка, на котором наши нынешние правители уразумеют то, что первым делом уяснило для себя правительство Украинской Народной Республики. Если совсем уж скрупулезно следовать исторической хронологии, ждать осталось девять лет. Потому как нынешнее кинопроизводство аккурат вышло на показатели 1908 года, когда в Украине было произведено целых две «фильмы».