«Короткий метр» в кино, да и вообще в современном искусстве, давно стал желанным хронометражем пресыщенного зрелищами зрителя, который уже на второй минуте фильма понимает, что будет дальше. У завсегдатаев же «Молодости» короткометражки пользуются всегда особенной любовью. И производителей, и потребителей этого формата увлекает процесс создания небольшой, но полноценной, внятной истории, выросшей из штанишек самого первого, студенческого, фильма и, возможно, достойной уже полнометражного.
Из 27 картин (35 в прошлом году), представленных на конкурс короткометражного игрового кино из 15 стран, к сожалению, нет ни одной украинской (в прошлом году — пять) и всего одна российская. Именно она и получила приз зрительских симпатий (4,688 балла). Рамиль Салахутдинов, выпускник мастерской Марлена Хуциева и Алексея Германа, оказался достойным учеником своих педагогов, продемонстрировав в фильме «Накануне» практически все приёмы своих учителей, но создав при этом не прилежную ученическую работу-копию, а самостоятельный, хотя по эстетике несколько вторичный, кинопродукт. Вообще, если бы не дата создания фильма, можно подумать, что он случайно затесался в череду хорошо сделанных ремесленных работ западных коллег. Несовременный в хорошем смысле фильм российского режиссёра, чёрно-белая дань традициям российско-советской киношколы. История маленького человека, втиснутая в один день-жизнь, словно привет от героев-типажей «Полётов во сне и наяву», «Заставы Ильича» и т.д. И, безусловно, замечательная актёрская работа Владимира Заманского в роли отца главного героя…
На этом родное и уютное, чуть позабытое ощущение от просмотра фильма стирается напором и разнообразным техническим арсеналом киносредств, которые вовсю демонстрируют представители западных киношкол. А также приводит в лёгкий шок бесконечной вариативностью темы увядания, умирания, старения, сумасшествия и одиночества как коллективного бессознательного состояния, присутствовавшего практически во всех фильмах 33-й «Молодости». Но если в российской короткометражке эта тема близка и понятна по своим истокам, то Запад не даёт ответа, откуда в столь цивилизованных и всеугождающих человеку странах такой беспросветный депрессняк. Причём даже в тех фильмах, где история рассказана с юмором. Хотя, справедливости ради нужно заметить: по сравнению с другими категориями фильмов, представленными в этом году, короткометражки более-менее оптимистичны.
Так, в итальянском фильме «Нунция» Джулии Ориани пожилая, но полная сил и оптимизма героиня загнана в положение «отработанного материала». С неожиданным отъездом семьи она получает свободу, находит и нового спутника жизни. И в почтенном возрасте жизнь может быть полна сюрпризов, удовольствий, маленьких женских радостей. В бельгийском фильме Сержа Симона «Отличный момент» не столь оптимистичный финал, зато более глубоко исследована история взаимоотношений престарелой матери и сына. Эгоизм детей, считающих, что после пенсии жизнь заканчивается и нужно медленно ползти на кладбище, наталкивается на жёсткое сопротивление родителей. Конечно, оно не всегда заканчивается полной победой, как в «Нунции», а лишь примирением и смирением, как в «Отличном моменте». Ещё один «конфликт поколений» и мировосприятия рассказан в притчевой манере в фильме норвежского режиссёра Ганса Петтера Моланда «Вместе мы выстоим». Известный своими коммерческими фильмами, удостоенный многочисленных наград на престижных кинофестивалях, Моланд, вдохновленный деятельностью Рабочей партии, снял пронзительную короткометражку в духе чёрной комедии: восемь ветеранов-бодрячков, приехавших на охоту, спасают молодую туристку, вытягивая ее из болота. Комичная ситуация увязания в болоте под хоровое пение «Интернационала» заканчивается для старичков-коммунистов весьма плачевно.
В албанском фильме «Покинутый Эдем» Ино Милкани ещё один ракурс ненужности и забвенья затрагивает не только частную жизнь персонажей, но целого селения — дивного края покинутого, забытого жизнью. Также в притчевой манере, с участием реальных жителей этой земли режиссёр, по собственному признанию, пытается сказать не столько о проблеме старости, сколько о свободе выбора.
Абсолютно нестандартно тема одиночества и отчуждённости преподнесена известным английским режиссёром-рекламистом Гремом Роузом в кинодебюте «Мисс Майтлемайр». Эта очень зрелая работа — единственная из короткометражек, решённая в другом историческом времени, в жанре гротеска. Необычайно динамичный и изобретательный фильм, блестяще снятый — предположение о жизни Гитлера, если бы он не покончил с собой, а по наущению Бормана тайно уехал в послевоенный Лондон, превратился в женщину — одинокую, нищую, обозлённую вечно бреющую свои знаменитые усы. Кстати, великолепная актёрская работа Удо Кира — актёра Фассбиндера, Герцога и Ларса фон Триера. Вынужденное одиночество мисс Майтлемайр оборачивается в шотландском фильме Гайди Бартлетта «Манекен» добровольным уходом героя от мира суеты: с помощью собственного гениального изобретения манекена-двойника, который исполнял бы все функции, незаметно для окружающих и семьи. Но проблема публичного одиночества и тоски настолько сильна, что её не выдерживает даже манекен, бегущего от своего создателя-хозяина, воспитывая ему нового двойника-манекена.
Ещё один английский режиссёр Саймон Халлиген умудряется вместить в десятиминутный фильм «Спи, моя любовь» огромную драму потери близких и смысла жизни. Настоящее добротное психологическое кино — серьёзная заявка на полнометражный фильм. Фильм же «Послушай», наоборот, — первое обращение признанного мастера полнометражного кино Кеннета Брана («Генрих V», «Гамлет», «Франкенштейн» и т.д.) к короткому метру. Удивительная по красоте картина рассказывает всё о той же душевной болезни — одиночестве, непонимании, несовпадении…
Вторыми по количеству (и качеству) после Великобритании в формате короткометражек выступили французы. Наряду с довольно примитивными работами («Маленькая волшебница» Жерома Женевре или «Тартагель в перерыве» Фуада Бенамму) французская киношкола порадовала наименьшей склонностью к депрессивным мотивам. Очень тонкая, слегка язвительная философская притча для взрослых получившая в Каннах приз жюри картина-фантазия Джуана Соланаса «Человек без головы». Пожалуй, анимационная работа Фабриса Луанг-Вия «Скрип в сквере», единственный фильм в этой категории, экспериментирующий с формой, стилем, техническими возможностями цифровой анимации и т.д.
А самыми весёлыми оказались немцы. Лента Филиппа Фляйшманна «Мемет» напомнила советский хит «Пёс Барбос и необычайный кросс». Не только тем, что главный герой пёсик Мемет, но и совпадением типажей трёх героев-неудачников. Второй немецкий фильм «Школьник» Элины Контсек чем-то перкликается с английским «Манекеном», отличаясь гораздо более комичным подтекстом и динамичной режиссурой.
Возможно, в этом обзоре не удалось упомянуть некоторые картины. Хотелось проследить, прежде всего, тенденции. И не столько, выраженные в приёмах, технологиях, находках, сколько в настроениях, эмоциях, чувствах и взглядах на этот мир поколения тридцатилетних и сорокалетних кинематографистов. К сожалению, их мир, в основном, оказался безрадостным, а на этом фоне любые чисто кинематографические новации блекнут и теряются в дебрях депрессивного синдрома…
Справка «ЗН»
Главное жюри присудило следующие призы:
Гран-при — статуэтку «Скифский олень» и 10 тыс. долл. (спонсор — лото «МЕГАЛОТ») — за лучший фильм всей конкурсной программы получила картина «Старухи» (Россия), режиссер Геннадий Сидоров; приз за лучший полнометражный игровой фильм (2500 долл.) (спонсор — телеканал TV5-Франция) получил фильм «Осама» (Афганистан), режиссер Сиддик Бармак; приз за лучший короткометражный игровой фильм (2500 долл.) (спонсор — Innova Film) по решению жюри получила студенческая лента «Вертеться» (Словения), режиссер Стефан Арсеньевич;
приз за лучший студенческий фильм (пленка Eastman Kodak на сумму 2500 долл.) присужден фильму «Грустишь?» (Перу—США), режиссер Розарио Гарсия-Монтеро;
приз лучшему молодому актеру (актрисе) — 1000 евро (спонсор — Посольство Франции в Украине) вручен Марине Голбахари, фильм «Осама» (Афганистан), режиссер Сиддик Бармак.
Дипломами фестиваля награждены: короткометражный фильм «Покинутый Эдем» (Албания), режиссер Эно Милкани; студенческий фильм «Контролер» (Польша), режиссер Петер Вогт.
Жюри международной федерации кинопрессы FIPRESCI отметило картину «Борьба» (Австрия), режиссер Рут Мадер.
Жюри Международной федерации киноклубов: приз «Дон Кихот» присужден фильму «Подожди, пожалуйста» (Россия), режиссер Елизавета Скворцова.
Дипломы получили: фильмы «Виктор и братья» (Швеция), режиссер Мартен Клинберг и «Борьба» (Австрия), режиссер Рут Мадер.
Зрительское жюри. Приз зрительских симпатий — часы швейцарской компании Raymond Weil стоимостью 2 тыс. долл. получил фильм «Накануне» (Россия), Рамиль Салахутдинов.
Жюри «Любя иначе» отметило призом «Солнечный зайчик» фильм «Внезапно», режиссер Диего Лерман (Аргентина).
Дипломом фестиваля за вклад в мировое киноискусство награждена Софи Лорен (Италия);
за плодотворное сотрудничество в подготовке ретроспективы фильмов Веры Холодной награжден Госфильмофонд России.
Специальный приз «За развитие национального кинематографа» (спонсор — Международный фонд «Украина-3000» (Фонд Виктора Ющенко) получил Роман Балаян.