II Киевский международный фестиваль уже позади. Церемонии открытия и закрытия отшумели в помпезном Дворце культуры «Украина», а основные показы проходили в районе железнодорожного вокзала: кинотеатр «Баттерфляй-Ультрамарин». За истекшую неделю этого форума международное жюри во главе с режиссером Отаром Иоселиани отсмотрело 17 картин и распределило трофеи следующим образом:
— Гран-при (20 тыс. долл.) — фильму «Бабай», Турция (режиссер Аталай Ташдикен);
— лучшая мужская роль — Юрий Степанов (посмертно) за роль в фильме «Стреляй немедленно!», Украина (реж. Вилен Новак);
— лучшая женская роль — Оксана Борбат за роль в фильме «Омут», Литва (реж. Гитис Лукшас);
— лучший сценарий — Лукаш Кошмицки и Войцех Смаржовски, «Дом зла», Польша;
— лучшая режиссура — Войцех Смаржовски, Польша, «Дом зла»;
— лучшая операторская работа — Викторас Радзявичас, «Омут», Литва.
Победитель — Аталай Ташдикен — снял очень жизненную и простую историю об отношениях между братом и сестрой, живущих в Турции в анатолийском селе. «Это глубокая и содержательная драма, происходящая в глухой деревне с сиротами, которые остались на попечении у пожилого человека… Но все герои милы, открыты, между ними — поддержка, они ищут выход из одиночества, из тьмы ситуации, в которую попала вся семья… Несмотря на печальный финал, все члены жюри были единодушны в своем решении, а это редкость на любом фестивале», — сказал Отар Иоселиани, глава жюри.
Сам режиссер-победитель не скрывает, что на этапе съемок было много сложностей, ведь актеры — непрофессионалы, дети. Режиссер признался: «Сама эта история не вымысел, а реальность. Причем действие происходит в том самом месте, где родился я сам...» Создатель «Бабая» гордится древней историей своей родины. Говорит, что ощущение этой истории дает широту его сценарному поиску: «Можно написать много хороших сюжетов... Может, в этом и причина того, что сегодня турецкое кино занимает новые позиции? Новая генерация и турецких зрителей, и кинематографистов солидарны в идее популяризации национального кинематографа. Нам есть что рассказать остальному миру…»
Два приза жюри также снискала польс-
кая картина «Дом зла» (режиссер Войцех Смаржовски). На первый взгляд, лента о реалиях в польской глубинке в 80-х просто шокирует своим натурализмом. Но постепенно в ней приоткрываются скрытые пласты советской системы.
«Это потрясающий фильм! — говорит член жюри режиссер Вадим Перельман. — Это картина новой волны, которую можно сравнить с «Фарго». Но «Дом зла» уникальнее. Мы дали призы и сценаристу, и режиссеру. Эта картина о советской власти — о пьянстве, о коррупции, о маразмах…»
Можно задаваться вопросами: есть ли в зеркале Киевского международного хоть какое-то отражение мирового кинопроцесса? Пока ответить трудно.
«Если посмотреть программы больших фестивалей — Берлинского, Каннского и Венецианского, то они тоже не блещут разнообразием, — говорит Отар Иоселиани. — Они все время мечутся между коммерческим и авторским кинематографом… Мы вообще потеряли ориентиры — а что, собственно, сегодня кинематограф? Хотя настоящее кино должно быть и хорошим, и разумным, и глубоким. Поэтому я не печалюсь, что Киевский фестиваль, может быть, и не на уровне фестивалей Канн или Венеции. Сегодня уже ни Каннский, ни Венецианский, ни Московский фестивали не соответствуют своим прежним высоким критериям, которые были в 60-х ХХ века. Тогда на этих форумах действительно был кинематографический праздник: приезжали Феллини, Антониони, Калатозов с великой картиной «Летят журавли», удивительные актеры. Поэтому и не думайте, что сегодня где-либо проходит кинематографическое чудо».