Книги похожи на людей: за цветными одеждами-обложками они прячут свои тайные смыслы от пустого любопытства и равнодушного взгляда. Сложно ли читать книги? В принципе, для человека образованного, казалось бы, нет. Легко ли воспринять Книгу во всей ее подвижной, многозначной природе? Это возможно только в том случае, если Книга сама пойдет навстречу читателю, захочет установить с ним обоюдный контакт. Поэтому писать рецензии на книги — все равно что давать характеристику человеку, где в двух-трех абзацах необходимо изложить содержание и смысл целой жизни.
В музыкальной жизни Киева произошло событие, заслуживающее внимания как специалистов, так и просто любителей музыки: вышла книга Ю.Зильбермана и Ю.Смилянской «Киевская симфония Владимира Горовица». Несколько слов об авторах. Юрий Зильберман — музыковед, руководитель дирекции Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, Международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера», заместитель директора Киевского музыкального училища. Юлия Смилянская — историограф Международного конкурса пианистов памяти В.Горовица, сотрудник Института иудаики, автор статей по истории Киева. Их книга, появившаяся в результате многолетней работы в различных архивах, рассказывает о музыкальной юности великого пианиста ХХ века Владимира Горовица и о создании, развитии, педагогических традициях Киевского музыкального училища, в котором он учился.
Жанр биографической литературы, с одной стороны, необычайно привлекателен, с другой — достаточно непростой. После кропотливой работы в архивах наступает момент, когда из собранных фактов нужно сформировать историю жизни выдающегося человека, пробудить у читателя тот же интерес к Личности, который двигал самим исследователем в течение всей его работы с документами. Впрочем, книгу Ю.Зильбермана и Ю.Смилянской нельзя назвать чисто биографической литературой: архивные документы занимают в ней столько же места, сколько и авторский текст, с ее страниц встают яркие образы не только В.Горовица и его семьи, но и Киева второй половины ХIХ — начала ХХ века, особой атмосферы, царившей в культурной жизни древнего города, которую создавали конкретные люди и которую другие не менее конкретные люди разрушали.
Киев — город особый и загадочный: колыбель Руси, первая христианская славянская столица. Красивый и величественный, он привлекал к себе людей из самых разных стран, но усилиями царского правительства России был низведен до положения провинции. Ситуация, в которую проще попасть, чем выбраться из нее, и это прежде всего касалось культурной жизни, вызывала культурное удушье, отсутствие особого воздуха культуры, без которого невозможно никакое социальное развитие. Но, как известно, в людях невозможно уничтожить стремление к просвещению, культуре, любовь к искусству — ко всему тому, что составляет собственно эстетическое чувство. В 1863 году открывается Киевское отделение Русского музыкального общества, а в феврале 1868 года — первое профессиональное музыкальное учебное заведение в Украине — Киевское музыкальное училище. В 1874 году в списках директоров РМО появится имя Иоахима Горовица, деда великого пианиста, с этого момента история семьи Горовицев будет тесно связана с Киевским музыкальным училищем, в котором будут учиться практически все ее члены.
Итак, Владимир Горовиц не только американский пианист, последний фортепианный романтик ХХ века, наследник исполнительских традиций А.Рубинштейна и С.Рахманинова, но и мальчик из хорошей киевской еврейской семьи. Интересно, что в течение всей жизни после эмиграции из СССР в 1925 году пианист всячески избегал разговоров о своей семье, замалчивая порой даже многие реальные факты своей биографии. Например, у его историков вызовет сомнение даже то, что В.Горовиц родился в Киеве; эту честь будут приписывать городу Бердичеву, именно этим объясняя нежелание маэстро говорить о прошлом. Однако, документ, найденный киевским исследователем Михаилом Кальницким, свидетельствует о том, что Владимир Горовиц родился в Киеве 18 сентября (1 октября) 1903 года от отца Самцила Иоахимовича Горовица, окончившего физико-математический факультет Университета Св. Владимира, и матери Софии Яковлевны Бодик, студентки Киевского музыкального училища.
Книга Ю.Зильбермана и Ю.Смилянской вышла накануне столетия со дня рождения В.Горовица. Нет сомнения, что она вызовет немалый интерес у самого широкого круга читателей, хотя при тираже 2000 экземпляров приобрести ее будет достаточно непросто. Книги, как и люди, приходят к нам неожиданно и, однако, всегда вовремя, в самый нужный момент; они раскрывают свои тайны, они остаются с нами, если мы сумеем вступить с ними в настоящее общение.