ХІІ Международный музыкальный фестиваль «Киев Музик Фест» (22 сентября — 1 октября), организованный Министерством культуры и искусств, Союзом композиторов Украины и Центром музыкальной информации НСКУ, стал историей…
ХІІ «Фест» наглядно продемонстрировал, как тесно связаны мы все — европейцы, азиаты, американцы, как много у нас общего и как страшно зависимы (и беззащитны) мы все — безотносительно к цвету кожи, образованию, воспитанию, культурных традиций и т.д. — от внешних обстоятельств. Оказалось, что американский «черный вторник» 11 сентября поделил не только историю человечества на «до» и «после», но и непосредственно затронул вроде бы совершенно не имеющую отношения к происшедшему художественную акцию в далекой Украине: под угрозой срыва оказалось само проведение «Феста». Некоторые должностные лица получили прекрасный повод отказывать в решении чисто организационных моментов под предлогом: «Завтра мировая война начнется, а вы тут со своими глупостями пристаете». Казусы и мелкие подобные неувязки возникали чуть ли не ежечасно (впрочем, вряд ли без этого обходится хоть один фестиваль, и не только в нашей стране).
В последнюю же секунду посыпались неприятности покрупнее: в Киев не смогла приехать главная гостья «Феста» — профессор Патрисия Миллер. Как раз 11 сентября она получила визу на въезд в Украину, а спустя 20 минут стала свидетельницей теракта в Вашингтоне. От нервного потрясения пропал голос. Врачи были категорически против поездки. Таким образом, на фестивале «слетели» запланированные два ее концерта и мастер-класс. А ведь специально для Патрисии — национальной гордости США, замечательной афро-американской певицы (меццо-сопрано) с огромным классическим и джазовым репертуаром — молодой украинский композитор Андрей Бондаренко сочинил камерную кантату «Er selebst wird commen». Пришлось спешно искать замену... К счастью, кантата прозвучала, причем с большим успехом. Услышали мы и голос певицы — правда, с компакт-диска (все равно это было очень впечатляюще) — на концерте с символическим названием «Память».
Концерт этот был почти импровизированным. Он посвящался всем, кто ушел: недавним жертвам американской трагедии, погибшим прошлым летом шахтерам, жертвам Бабьего Яра. Да и не только им — у каждого из нас есть о ком вспомнить... Прелюдии Рахманинова (Вячеслав Зубков, ф-но), пряные миниатюры Астора Пьяццолы (Анатолий Баженов, скрипка, Иван Кучер, виолончель и Наида Магометбекова, ф-но), сентиментальные блюзы (джазовая группа «Ночной квартал»), знаменитое траурное Адажио Альбинони (квартет им.Лысенко с органом) — как видите, с точки зрения классической драматургии и стилистики программа вызвала бы много нареканий, если бы не потрясающая искренность исполнителей, которым удалось найти отклик в самих сокровенных, потаенных уголках душ многочисленных и весьма «разношерстных» слушателей.
Американские события невольно определили общий настрой фестиваля: каждый прошедший день мог стать последним мирным днем... Камертоном выступил Юрий Харенко (США) на первом же концерте «Феста»: в его премьерном исполнении Концерт для скрипки №3 Мирослава Скорика прозвучал живым откликом на события, которых он, наш бывший соотечественник, также был непосредственным свидетелем, но уже в Нью-Йорке. Таким безысходным трагизмом, такой скорбью веяло от музыки...
А ведь что интересно: хоть Концерт и был написан совсем недавно, но все же «до» терактов. Что же это было? Гениальное предчувствие художника, о котором мы раньше читали в учебниках? Помните? «На изломе эпох крайне обостряются все противоречия в обществе, и все это находит непосредственный отклик в творчестве наиболее талантливых представителей художественной интеллигенции»... Так (или приблизительно так) характеризовали искусствоведы творчество кануна Первой, да и Второй мировых войн. Как бы там ни было, но драматических, а порою и трагических сочинений на «Фесте’2001» было с избытком: «Покаянный стих» Игоря Щербакова, «Медитации» Валентина Сильвестрова, «Елегія смутків» Александра Левковича, «Stabat Mater» Жоржи Орбана, «Голосіння» Владимира Рунчака, «Пассакалия» Александра Рудянского и еще много других. А программы «Феста», напомню, были в основном сформированы еще в начале лета. Даже во внешне «нейтральных» произведениях, как-то: Соната для виолончели и ф-но Сергея Рахманинова, симфоническая Сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Сповідь» для струнных Ивана Тараненко, «Ноктюрн 2000 года» Павла Гречки, трио «Сум’яття» Алены Томленовой и др. исполнители вольно или невольно заостряли именно драматические эпизоды. Тем трепетнее воспринимались островки лирики (Романс для скрипки с оркестром Анатолия Гайденко, романсы Богданы Фильц из цикла «Срібні струни» на стихи А.Олеся, «Осенняя фантазия» для гобоя соло Ирины Альбовой и др.). Особенно же возвышенно и просветленно звучала духовная и светская хоровая музыка, и настоящим открытием в этом смысле стал Винницкий камерный хор п/у Виталия Газинского (прекрасно сбалансированный звук, ансамбль, классные басы-октависты). Публика долго не отпускала подолян, заставляя еще и еще раз петь «на бис».
Чтобы осмыслить масштабы «Киев Музик Феста’2001», следует обратиться к сухим, но весьма красноречивым цифрам статистики: за десять фестивальных дней состоялось 34 концерта. Из них пять симфонических, 14 камерных, восемь хоровых, концерт оркестра народных инструментов, органный, три фортепианных, джазовый концерт. Кажется, такого жанрового разнообразия «Фест» еще не знал. Тут в буквальном смысле каждый слушатель мог найти музыку «на свой вкус». Интеллектуалы, естественно, шли на камерные концерты и внимали философскому Трио Александра Канерштейна, флейтовой эквилибристике «Urlicht-Irrlicht» Виктора Каминского, изящно-стильным «Трем песням на стихи Шарля Орлеанского» Богданы Працюк или мозаичным «Гравитациям» Аллы Загайкевич. Противники «всяких там авангардов» могли насладиться скрябиновско-лысенковской Сонатой для фортепиано Виталия Кирейко в исполнении 75-летнего (!) автора или «Спогадом» для бандуры соло Сергея Мамонова. А приверженцы «того самого» спешили на концерт «Новая тональность», где звучала абсолютно отвечающая авангардным устремлениям «Музыка для ф-но №1….№5» швейцарца Альфреда Швайцера (прибывшего лично) в исполнении великолепного болгарского пианиста Румена Крумова. Можно было совершить «путешествие во времени» — в музыку 60—70-х годов, послушав «Музичний спомин» для скрипки и ф-но Николая Полоза, а можно было просто повеселиться вместе с Валентиной Мартынюк, прослушав театрализованную музыкальную шутку «Фортуна» по мотивам арии Германна из «Пиковой дамы» Чайковского — с коллажами, реминисценциями и джазовыми ритмами. Уставшие от ежедневного информационного прессинга и желающие расслабиться остались очень довольны программой эстрадно-симфонического оркестра п/у Виктора Здоренко: «Ожерелье городов Крыма» Мерзие Халитовой, «Вариации на тему Корелли» для гитары с оркестром Николая Стецюна, «Восточные эскизы» Виталия Филипенко — прекрасная музыка для отдыха. Самая «широкая», а потому и самая демократическая публика буквально «ломилась» на джазовый концерт, привлеченная именем нашего «золотого аккордеона» Яна Табачника и оркестра п/у Марка Резницкого. И маэстро ответил горячим виртуозным «драйвом»
Всего же на фестивале прозвучало более 300 произведений около 100 отечественных и 80 зарубежных авторов — таким образом, и привычный баланс, и «приоритеты» были соблюдены. К всеобщей радости, «наши» оказались на высоте: высокий профессиональный уровень, зрелость украинских мастеров отмечали буквально все, с кем доводилось беседовать. А вот музыка зарубежная порадовала нас, в основном, встречами с классикой — проверенной, устоявшейся, да к тому же довольно редко у нас звучащей: Барток, Бриттен, Регер, Франк, Мессиан, Онеггер, Равель, Шостакович. Девяностопятилетнему юбилею последнего был посвящен совершенно замечательный концерт, организованный при содействии представительства в Украине Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при правительстве России. В первом отделении выступили «наши» — Лидия Шутко (скрипка) и Александр Козаренко (ф-но) из Львова блестяще сыграли очень глубокую, философскую Сонату для скрипки и ф-но, изящные «Прелюдии», причудливые «Фантастические танцы», шуточный «Гавот», зажигательный «Испанский танец». А во втором выступили гости из России — Татьяна Блинкова (сопрано) и Светлана Радугина (ф-но). Настоящим подарком стал вокальный цикл «Сатиры» на стихи Саши Черного в их исполнении: мягкий юмор, насмешка, ирония и порою сарказм авторов музыки и текста были переданы в миниатюрах просто здорово. Очень жаль, что это был единственный их номер. Думается, в репертуаре гостей могло бы найтись еще кое-что, раз уж преодолели такую неблизкую дорогу.
Доброго слова заслуживают музыканты: наверное, ни на одном из предыдущих фестивалей исполнительский уровень не был так высок. Это касается как отдельных солистов (Людмила Давымука, сопрано; скрипачи Анатолий Баженов, Александр Володин, Богдана Пивненко; флейтисты Богдана Стельмашенко, Анатолий Маринченко; альтисты Дмитрий Гаврилец, Александр Лагоша, виолончелисты Иван Кучер, Золтан Алмаши, пианисты Вячеслав Зубков, Дмитрий Таванец и многие, многие другие), так и оркестров — прежде всего Национального симфонического оркестра (дирижировал Кирилл Карабиц), оркестра радио (Вячеслав Блинов), «Киевской камераты» (Валерий Матюхин и Наталья Пономарчук), «Archi», «Рикошета», «Киев Арт-капеллы», львовского «Кластера».
Приятно, что практически ни на одном концерте залы не пустовали. Причем люди целенаправленно шли на имена: Мирослава Скорика (уже упомянутый Концерт), Кармелы Цепколенко (премьера «У мріях або тут, внизу, на землі» для флейты, ф-но и виолончели), Анны Гаврилец (Симфониетта «А-Corda» для альта и струнных), Валентина Сильвестрова («Гимн 2001 року» для струнных), Евгения Станковича (Камерная симфония №9 «Qui pro quo» для ф-но и 12 струнных) и др. Стоило увидеть, какая толпа хлынула в Дом ученых на премьеру нового произведения Сергея Зажитько «История любви для двух актеров, статической фигуры, тенора-саксофона, виолончели и приемника «Лука Батюк» — такого себе «Каменного гостя», перелицованного в эстетике театра абсурда. Одни неистово аплодировали, другие откровенно возмущались и плевались, но равнодушных практически не было. Значит, автор достиг эффекта?
При явном творческом «взрыве», наблюдаемом за последние годы в жанре хоровой музыки, при сравнительно благополучном положении в жанре музыки камерной (ее много — разной, в том числе и очень хорошей), совершенно неожиданно «высветился» кризис в симфоническом жанре. При наличии огромного числа симфонических оркестров (в одном Киеве число их превышает десяток), явной заинтересованности их «Фестом» и готовности играть в нем оказалось, что наши композиторы (за редким исключением) практически не смогли предложить ничего нового. Оно и неудивительно: написать симфонию — дело хлопотное, требующее огромных затрат времени, энергии… Раньше это компенсировалось денежными авансами от закупочной комиссии Министерства культуры, льготными путевками на длительный срок в дома отдыха творческих союзов, где композиторы на всем готовом в поэтической лесной тиши могли беспрепятственно творить… А потому наконец-то услышали мы блестящее Скерцо для симфонического оркестра Виталия Годзяцкого, написанное ровно 40 лет назад (как его в те же советские времена за него били!), изумительную «Сказку» для голоса и симфонического оркестра Леси Дычко (1975), торжественный Концерт для оркестра №1 «Музыкальное приношение Киеву» Ивана Карабица. В то же время это не может не настораживать: ведь мы уже «доигрались» до того, что у нас нет современной украинской оперы! Прекрасный повод вспомнить безвременно ушедшего нашего оперного классика Виталия Губаренко — на «Фесте» как напоминание всем нам, живущим, прозвучала его Ария для кларнета и струнных (1996). Не имея заказов, Мастер писал масштабные инструментальные произведения, создавал новые, синтетические жанры, инструментальные миниатюры, в каждой из которых все же прочитывалась тоска по опере… Как бы подобное не случилось и с симфонией. Пока еще мастера есть, и пример тому — «Пять поэм» для симфонического оркестра (по обработкам украинских народных песен Николая Коляды) Льва Колодуба — своеобразная хрестоматия по инструментовке, великолепное пособие для молодых композиторов-симфонистов (если таковые еще имеются; конкурсы на композиторский факультет в консерватории велики, но «творят» в основном в малых формах…).
Именно на «Фесте’2001» композиторы (и все желающие) смогли заглянуть в «завтра» украинской музыки: на концерте «Фест-дебют» свои композиции представляли победители юношеских композиторских конкурсов (оказывается, у нас таких уже несколько, в том числе в Одессе и Новой Каховке). Это было потрясение, когда более десятка юных композиторов со взрослой серьезностью представили свои вполне самостоятельные, порой весьма масштабные произведения. Особенно покорил всех своей развернутой Сюитой Александр Пильчен из Одессы. А 14-летнего киевлянина Павла Борозенца уже сегодня готовы были принять на композиторский факультет музыкальной академии.
Подарком для «Музик Феста» прозвучал концерт лауреатов конкурса юных пианистов памяти Владимира Горовица. Кстати, в прошлом году «Фесту» также преподнесли «царский» подарок: всемирно известная фирма RDM (американцы украинского происхождения Роман и Дмитрий Матц), специализирующаяся по атрибутам к музыкальным инструментам, преподнесла фестивалю 20 скрипок общей стоимостью $20 тыс. На заключительном концерте «Феста» его директор Иван Карабиц торжественно передал инструменты в пользование Киевскому высшему музыкальному училищу им. Р.Глиэра в лице его директора Вадима Козина, а последний пообещал сыграть на подаренных скрипках на ближайших «Летних музыкальных вечерах».
Отличительная черта «Киев Музик Феста’2001» — повышенное внимание к композиторским «регионам». Не случайно на «Фест» прибыли 60 композиторов и музыковедов из Одессы, Харькова, Донецка, Львова, Днепропетровска, Ужгорода, Дрогобыча, Полтавы и др. Для многих из них — большая честь звучать на «Фесте», для всех — редкая в последнее время возможность пообщаться, приобщиться к новинкам, подискутировать. И если в прошлом году «Фест» приглашали в Ивано-Франковск, ныне же «Киев Музик Фест» в Международный день музыки выехал в Чернигов. Там в местной филармонии была развернута выставка рукописей знаменитой «баховской» коллекции Центрального государственного архива-музея литературы и искусства, и состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие дуэт Анатолий Баженов (скрипка) — Наида Могометбекова (ф-но), Игорь Савчук (ф-но), лауреаты Конкурса памяти В.Горовица Александр Чугай и Екатерина Шаманаури и Черниговский камерный хор п/у Любомира Боднарука. Таким образом, черниговцы смогли приобщиться к некоторым наиболее ярким фрагментам «Феста», встретив его с большим энтузиазмом. В дар Черниговскому музучилищу Дирекция «Музик Феста» передала подборку нотной и музыковедческой литературы — к восторгу музыкальной интеллигенции города, соскучившейся по новинкам.
Невозможно в пределах одной статьи осветить такое масштабное событие, как «Киев Музик Фест’2001». По большому счету отдельного разговора заслуживали почти все его концерты. К тому же не все из задуманного осуществилось: скажем, «не вместилась» большая «австрийская» страница — приезд камерного оркестра «Венская академия» и Венского камерного хора перенесен на ноябрь. Есть и другие задумки. Как видим, «Киев Музик Фест» постепенно превращается в постоянное явление. «Мы далеки от самовлюбленности, — сказал в заключительном слове Иван Карабиц. — Очевидно, что фестиваль требует новых идей, новых форм. К примеру, физически тяжело выдержать 3—4 концерта в день. Но приятно, что «Фест» сегодня — это организм, который уже живет сам по себе, по своим законам. А мы, организаторы, привносим в него тепло и сердечность».
Некоторые концерты «Феста» в Национальной филармонии проходили под барабанный грохот (внизу в фойе все желающие упражнялись на ударных установках на выставке фирмы «Yamaha»). Не потому ли председатель Союза композиторов Украины Михаил Степаненко, давая «Фесту’2001» очень высокую оценку, долго рассуждал о влиянии музыки «на физиологические и мозговые центры» человека? И сделал вывод, с которым мы абсолютно солидарны: «Киев Музик Фест», в отличие от большинства явлений сегодняшней массовой культуры, «зомбирующих» слушателей, призывает их мыслить, заставляет думать, а значит и ценить нашу духовную культуру и быть Людьми.