КИЕВ МУЗИК ФЕСТ ПАМЯТИ ИВАНА КАРАБИЦА...

11 октября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 39, 11 октября-18 октября 2002г.
Отправить
Отправить

Человеческое сознание всегда хочет видеть мир привычным, находить рядом того, кто многие годы, несмотря ни на какие трудности, что-то свершал, чего-то добивался...

Человеческое сознание всегда хочет видеть мир привычным, находить рядом того, кто многие годы, несмотря ни на какие трудности, что-то свершал, чего-то добивался. И прежде всего не для самого себя. За формальным определением «общественная деятельность» скрывается титанический труд, колоссальные нервы, бессонные ночи, неудачи, о которых знает только человек, их переживший...

С 21 по 28 сентября в Киеве прошел Международный музыкальный фестиваль «Киев музик фест». Впервые ни на пресс-конференции, ни на сцене мы не увидели Ивана Карабица, который создал этот фестиваль и был бессменным его директором. В январе нынешнего года Ивана Федоровича не стало. И тринадцатый музыкальный фестиваль начался с минуты молчания.

Концерт-открытие был посвящен памяти Ивана Карабица. Программа в основном состояла из произведений И.Карабица: «Симфониетта», написанная в 1967 году и ранее не исполнявшаяся; его концерт для фортепиано с оркестром №1 (1968), знаменитые «Голосіння» (концерт №3, 1989) и семиминутная «Элегия», которую по эскизам Карабица закончил Валентин Сильвестров. Эти эскизы Иван Карабиц взял с собой в больницу, рассчитывая на то, что сможет дописать и оформить задуманное произведение.

Содержание полностью отвечает названию: лирическое настроение, чувство печали, раздумий и меланхолии, а избирательный ум улавливал в музыке то, что можно было трактовать как «уход». Вроде бы и в стиле Карабица (лирика, философские размышления), и в стиле эпохи (актуальность медитативных состояний), и в стиле Сильвестрова (вслушивание в тишину)... И тем не менее, оставалось то, что не поддается логическому объяснению: импульс и замирание, порыв и растворение, постоянное истощение энергии, болезненно жаждущей света, гармонии и чувства. Финальное истаивание звука так напомнило окончание Шестой симфонии Чайковского — реквиема, написанного по самому себе.

Дирижировал Кирилл Карабиц — сын композитора. После смерти отца он вошел в директорат фестиваля вместе с Мирославом Скориком и Ольгой Голинской. Недавно Кирилл стал дирижером французского радио.

Уже традиционными в рамках фестиваля стали научно-теоретические конференции. В этом году конференция была посвящена Ивану Карабицу. Выступили ученики и коллеги композитора с докладами и воспоминаниями о нем. Прозвучал и цикл произведений, посвященных Ивану Федоровичу, среди которых два написаны его учениками — Артемом Рощенко и Еленой Ильницкой.

В последние годы жизни И.Карабиц все чаще говорил о духовности. У него возникла идея презентации литургий разных религий. К сожалению, сам он не успел воплотить ее в жизнь, но в нынешнем году исполнение четырех литургических произведений, прозвучавших на музик фесте, были посвящены памяти Карабица: «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна, «Страсти по Иоанну» Карла Филиппа Эмануэля Баха (не исполнявшиеся с 1784 года), а также две разных «Литургии Святого Иоанна Златоуста» Артемия Веделя и Кирилла Стеценко. Кроме того, концерты нынешнего фестиваля прошли не только в светских залах, как обычно (Национальная филармония, Национальная опера, Национальная музыкальная академия, Дом ученых, Украинский дом), но также и в церквях — Николая Притиска, Святого Александра, Владимирском кафедральном соборе, Михайловском Златоверхом...

Программы фестиваля никогда не ограничивались тематически. Поэтому неудивительно, что рядом с духовными произведениями значился новый опус Сергея Зажитько. Поисковый характер его творчества в нынешнем году достиг, наверное, апогея. Отчаянно исповедуя направление постмодерна, Сергей Зажитько каждый год остается верен ему. Главной целью его творчества является эпатаж. И если в прошлом году его произведение хотя бы называлось традиционно «Лука Батюк. История любви», то в этом повержение публики в шок началось уже с названия — «Фаллосипед».

За восемь фестивальных дней в Киеве прошло 39 концертов симфонической, камерной, хоровой и джазовой музыки; прозвучало более 300 произведений около 100 украинских и 60 зарубежных композиторов разных направлений; прошли мастер-классы, в двух концертах прозвучали все сонаты Скрябина с использованием световой партитуры (в исполнении профессора Мичиганского университета А.Грин, США), украинский пианист Е.Громов впервые в Украине сыграл программу «От тональности до сериализма»...

Большой популярностью пользуются концерты джазовой музыки. Не стал исключением и концерт «Эстафета поколений». Как известно, джаз — это импровизация. В данном случае зрители могли не только услышать ее, но и увидеть. На сцене появился юноша и, озираясь, сел за рояль. После попытки «подыграть» ударнику он так же «виновато» исчез со сцены, после чего организаторы концерта прилюдно объявили, что не имеют понятия, кто выступал в роли пианиста.

Одним из самых ярких впечатлений феста стало выступление американской певицы Патрисии Миллер (меццо-сопрано). Ее приезда в Киев ожидали на протяжении трех лет. В прошлом году уже была открыта виза, но приезд Патрисии сорвался в последний момент: взглянув в окно, она увидела горящие небоскребы...

Несмотря на то что отец певицы играл в оркестре знаменитого Дюка Эллингтона (кстати, последний является крестным отцом Патрисии), девочку отдали обучаться классической музыке, а также хореографии в студию танца модерн. Дальнейшее образование прошло в Бостонском университете, Академии святой Чечилии в Риме, Моцартеуме в Австрии. С 1981 года певица выступает на лучших сценах мира: в Базеле, Париже, Риме, Берлине, Токио, Мюнхене... В ее репертуаре программы на разных языках — английском, итальянском, немецком, французском. Недавно в Вашингтоне она спела цикл произведений Чюрлениса на литовском языке, а сейчас готовит русскую программу, посвященную Пушкину.

В концертах феста П.Миллер представила оперную, камерную классику и песни американских авторов: Чарлза Ллойда-младшего, Лесли Адамса, Делорес Уайт, Маргарет Бондз. Произведения этих композиторов не столь часто звучат даже в Америке, так как ноты их миниатюр лишь 5—7 лет назад были найдены в архивах Мичиганского университета. В конце выступления Патрисия исполнила американские спиричуэлс.

...Как и в предыдущие годы, акции в рамках Киев музик феста начались еще перед официальным его открытием. Так, 60-летие выдающегося композитора Евгения Станкевича, его авторские концерты в Национальной филармонии и Национальной опере Украины состоялись под эгидой фестиваля. Не закончился фест и официальным его закрытием в Киеве. В прошлом году Иван Карабиц впервые воплотил идею выездных концертов музик феста. Они прошли в Чернигове после окончания фестиваля. В этом году выездные концерты продолжили традицию и прошли на родине Бориса Лятошинского — в Житомире. В рамках этого мероприятия состоялись исполнения произведений Б.Лятошинского, а также презентация первого тома переписки Бориса Лятошинского с его другом и учителем Рейнгольдом Глиэром (главный научный консультант и хранитель архива Ия Царевич, составитель и автор вступительной статьи Марианна Копица). В следующем году, скорее всего, Киев музик фест посетит Артемовск. Ведь сегодня гостями фестиваля были директор и педагоги Артемовского музыкального училища, которое заканчивал Иван Карабиц.

Видя размах феста, думаешь о том, что созидающими способностями обладает не только человек, но и память о нем, которая словно оспаривает выражение Стефана Наперского: «Смерть — это мир за вычетом тебя».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК