29 февраля в Колонном зале Национальной филармонии впервые в Украине состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Сестра Анжелика». История этого произведения драматична. Одному из самых любимых творений Пуччини выпала несчастливая судьба. По всему Советскому Союзу «Сестра Анжелика» исполнялась единственный раз — в 1969 году, и то в концертном варианте. Из мировых премьер опера также выпала на долгие десятилетия. В чем же причина?
«Сестра Анжелика», по замыслу композитора, средняя часть оперного триптиха. Как известно, именно с Дж.Пуччини начался сценический опыт оперного «триединства». Композитор активно протестовал против нарушения структуры триптиха: «Плащ», «Сестра Анжелика», «Джанни Скикки», где трагедийные мотивы сменяются линией «противодвижения» — традициями «игровой» комической оперы. И правда, если «Плащ» и «Джанни Скикки» могут быть вполне самодостаточными оперными миниатюрами, то «Сестра Анжелика» производит неоднозначное впечатление как с эстетической, так и с музыкальной точки зрения.
Пожалуй, сложно отрицать, что, за редким исключением, оперные произведения имеют шаблонную фабулу: линию любви и смерти. Оперы, лишенные этих мотивов, редко воспринимаются триумфально. Вспомним хотя бы «Скупого рыцаря» С.Рахманинова, где главная идея — власть денег и, за неимением женских персонажей, отсутствует любовная линия.
В «Сестре Анжелике» показано высшее проявление безусловного, святого чувства материнской любви. Анжелика, имеющая знатное происхождение, решила посвятить свою жизнь Богу, укрывшись в католическом монастыре и оставив маленького сына. Красной линией через оперу проходит мотив усмирения человеческих желаний. Для Анжелики не составляет труда отрешиться от всего. Но лишь одна мысль не дает покоя: как живет ее сын? Только через семь лет из уст тетки — Принцессы она узнает о смерти ребенка и решает покончить жизнь самоубийством, чтобы обнять свое дитя в мире ином.
Сюжет наполнен символикой. Человек рассматривается в неразрывном единстве с собственным внутренним миром (страсти, желания, стремления), природой (окружение цветов, возможность лечения и умертвления с помощью трав), божественной силой (молитвы, покаяния, явление Божьей Матери с умершим сыном на руках). Знаковую роль играет и фонтан с образом Девы Марии, в котором чудо светящейся воды (символ очищения и перехода) предрекает смерть. Невольно вспоминаются слова Николая Бердяева о том, что смерть наступает для нас не только тогда, когда мы умираем сами, но тогда, когда умирают наши близкие. И только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Для Анжелики смыслом жизни был ее сын, и уже одна весть о его гибели для нее смертельна.
Как видно из одного только краткого пересказа сюжета, опера чрезвычайно сложна для сценического воплощения. Мистика и символика требуют особых спецэффектов, деталей, которые на общем плане так или иначе теряются. По-настоящему обыграть символику, пожалуй, под силу только при видеоверсии оперы. Ведь в таком случае возможны использование различных спецэффектов, применение техники съемки с подачей предметов крупным планом, частыми сменами кадров, постепенным переходом от одного ракурса к другому, двойной экспозиции изображений на экране и т.д.
В данном случае даже театральные возможности намного сужаются, так как постановочная версия состоялась в рамках филармонической сцены. Например, только оркестр, находясь рядом с солистами, аннулирует возможность использования всего сценического пространства. Значит, опера либо подается в концертном исполнении, либо требует условной режиссуры, задействования пространства зала, балконов, кулис и т.п. Так, режиссер спектакля Татьяна Зозуля, художник-постановщик Сергей Лукашев и художник-декоратор Владимир Белоконь решили проблему созданием небольшого возвышения в виде импровизированного помоста. А на авансцене расположили небольшой фонтан с фигуркой Девы Марии и живые цветы — как символ единства Анжелики с природой. Собственно здесь Анжелика (заслуженная артистка Украины Ирина Семененко) и проводит большую часть оперы. Таким образом, возникает иллюзия пространственного разобщения сестер-монахинь, выписанных Пуччини довольно игривой жанровой музыкой, и отшельницы Анжелики — лиричной и покорной судьбе.
Еще одна немаловажная деталь оперы, затрудняющая сценическую постановку, — отсутствие внешнего действия. Музыка оперы — это в основном монологи и диалоги. Но если у Моцарта в диалогах раскрывался характер, то у Пуччини в «Сестре Анжелике» не настолько ярко прослеживается индивидуальный стиль высказывания девяти (!) сестер-монахинь. Отсутствует индивидуальность и во внешнем виде героинь (художник по костюмам — стилист Татьяна Неведомская). Все сестры одеты в белые рясы, что соответствует сюжету, изменение возможно, пожалуй, только при постмодернистской режиссуре — в таком случае привычное соответствие между формой и содержанием полностью теряет смысл.
К тому же в опере отсутствуют мужские персонажи. А исключительно женские монологи и диалоги (даже не дуэты, терцеты и ансамбли) быстро утомляют слух. К середине произведения складывается впечатление не камерной оперы, а одной из бесконечных вагнеровских сцен. Пуччини вряд ли понравилось бы такое сравнение, однако, несмотря на свою камерность, опера все равно кажется затянутой.
Совершенно понятен факт возрождения «Сестры Анжелики» именно Марией Каллас. И секрет здесь не столько в самой опере, сколько в личности исполнительницы. Когда на сцене блистала Каллас, публике было все равно, что она исполняет. Яркий талант этой актрисы и певицы способен был «возродить» любое произведение и наполнить его даже теми эмоциями и чувствами, о которых не подозревали сами создатели. Ведь ко всему прочему, несмотря на героинецентризм оперы, партия Анжелики не слишком развернутая. Это не вариант «Мадам Баттерфлай», где даже при виртуальном условии отсечения многих персонажей стержнем оперы все равно остается Чио-Чио-сан.
В данной же филармонической постановке стержнем явился образ Принцессы — тетки Анжелики, которую исполнила народная артистка Украины, недавний лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко Людмила Юрченко. Прежде всего следует отметить удивительный по красоте и богатству тембра голос, мастерство владения им, умение выстроить фразу и безукоризненно соответствовать музыке не только характером звукоизвлечения, но и языком жеста и мимики. Прав был поэт: «Талант — единственная новость, которая всегда нова».
...«Сестру Анжелику» хотелось бы увидеть в составе триптиха. Возможно, тогда она воспринялась бы по-другому. Хотя и сегодняшняя премьера (во главе с дирижером-постановщиком, заслуженным деятелем искусств Украины, России, лауреатом Национальной премии им.Т.Шевченко Владимиром Сиренко), безусловно, важное событие для культурной жизни столицы. Ведь просто необходимо знать и понять произведения, в которых отражены поиски известного композитора и на фоне которых «Богема», «Мадам Баттерфлай» или «Турандот» признаны вершинными.