Поначалу не о Киеве, а о Барселоне. Однажды журналистские странствования занесли меня в знаменитую столицу Каталонии. Был по-киевски жаркий май. После относительного зимнего затишья туристы вновь заполнили бульвар Рамблас. Каждый искал свое. Кто - шумный шопинг, кто - тишину музейных залов. Моим напарником по променаду был отставной полковник, экс-начальник пенитенциарного учреждения на Донетчине, мужик в целом веселый и коммуникабельный. И вдруг я заметил, что моя популярная лекция о соборе Саграда Фамилия, доме Батльо, парке Гюэль и прочих барселонских шедеврах гениального Антонио Гауди вгоняет моего спутника в глубокую тоску. Наконец, указывая рукой на причудливые парковые скульптуры, он воскликнул: «Это же сделал больной человек! Больной человек!» Разговор, естественно, прекратился. А мне стало так досадно - ну хоть капельку этого сумасшествия да нам в Украину, в Киев...
Пейзажная аллея находится в самом сердце нашей столицы. Начинается она за несколько шагов от старой липы и зеленого забора, за которым лежат несчастные руины Десятинной церкви, в которые пиявками уцепились идеологи то ли религиозного фастфуда, то ли духовной бензозаправки. Десятки хищных бизнеспланов давно перекроили эти летописные места с целью преобразования их в неиссякаемый источник быстрой и звонкой монеты. Казалось, что и тихая Пейзажная аллея скоро падет под давлением каких-то кайманово-кипрских безымянных «инвесторов». Локальные попытки общественности и художников преградить путь бульдозерным реконструкторам Киева казались безнадежным донкихотством. Ночами появлялись вандалы с кувалдами и крушили без сожаления и Мастера с Маргаритой, и Маленького Принца. Поэтому анонсированное открытие на Пейзажной аллее парка современной скульптуры и инсталляции воспринималось как маниловщина или, в лучшем случае, - потемкинская деревня ко Дню Киева. Однако нет ничего краше для улучшения мировосприятия, чем когда увиденное превосходит ожидаемое. Почти тридцать объектов, созданных разными художниками с использованием различных материалов и техник, мгновенно превратили эту территорию в одну из туристических изюминок города. Хотя почему туристических? Пейзажную аллею теперь можно смело рекомендовать и взрослым, и детям как место для веселого, но совсем не бездумного отдыха.
Немного волнует то, что многие скульптуры, так сказать, слишком утонченные для жестокой окружающей среды. И опасность представляют не только нападения варваров с бейсбольными битами, но и обычная смена времен года. Дождь, снег, солнце, ветер - тоже профессиональные разрушители. Потому муниципалитету не стоит экономить на регулярном «техосмотре» созданного талантом наших «больных людей».