КАПЛИ ЛЮБВИ В МОРЕ КИНО

Поделиться
Славно придумал неутомимый выдумщик Марк Рудинштейн — в самой середине января, когда улицы скова...

Славно придумал неутомимый выдумщик Марк Рудинштейн — в самой середине января, когда улицы скованы крещенскими морозами, люди кутаются в шубы, а носы тычут в пушистые шарфы, устраивать кинофестиваль «Лики любви», на котором оттаивают сердца и души. Уже в седьмой раз в Москве, вернее, на ее киноэкранах, царит любовь. Правда, справедливости ради замечу, что на этот раз в конкурсных фильмах светлой, нежной, вдохновляющей любви стало еще меньше. Хотя сама программа, если рассматривать ее не с точки зрения заложенного в идеологию фестиваля «светлого чувства любви между мужчиной и женщиной», а лишь как определенные кинематографические достижения, была достаточно высокого уровня.

Любовь текла с экрана в основном в великолепно придуманных и продуманных директором программ Сергеем Лаврентьевым ретроспективах. Первая из них — «Любовь в костюмах. Знаменитые романы» — старшему и среднему поколению подарила приятные воспоминания о киноюности, а новому поколению зрителей, — встречу с Катариной и Петруччо, Ромео и Джульеттой, неукротимой Анжеликой, влюбленной в неповторимого, потерянного и ожившего Жофрея де Пейрака, «Бедной Лизой», урезанном в свое время на 20 минут «Грибным человеком», «Марысей и Наполеоном» и др.

Вторая ретроспектива «Любовь без костюмов, Аморальные истории» в век полного краха не только традиционной, но и нетрадиционной морали, смотрится весело, почти ностальгически, предлагая зрителям добротную эротику в фильмах известных режиссеров. Фильм Славы Цукермана «Жидкое небо» в 1982 году произвел в США фурор и поставил до сих пор никем не побитый рекорд в истории кинопроката — три года непрерывного показа в одном кинотеатре. Картину финского режиссера Рауни Молльерга «Земля — это грешная песня» советское киноначальство запретило показывать даже в Белом зале Дома кино, устроив почти тайный просмотр «для посвященных» в Малом зале. История страстной любви красавицы Уны и ее профессора в пересказе Милоша Радивовича не сходит с экранов с 1984 года. В этом разделе разочаровали лишь эротические экзерсизы Рольфа Тилле на темы «Гриммовых сказочек», сделанные в стиле грубо-убогого зоофилизма.

Накал роковых страстей знаменитого «Бродяги», которого в первый год проката в СССР в начале 50-х посмотрело 64 млн.зрителей, мелодраматическая история юной Есении, ставшей чемпионом советского проката (в год выпуска —1974 — фильм посмотрели 90 млн. зрителей) и другие душещипательные киноистории, пришедшие с Востока, напомнили о «Любви, которой мы восхищались».

А за «Любовь, которую мы не заметили. Тихие фильмы Бориса Яшина» на закрытии «Ликов» их автор получил «Стрелу» за вклад в мировое искусство кинолюбви.

Но вернемся к конкурсной программе, которая полностью и терпеливо была просмотрена Высоким жюри. Перед ним стояла нелегкая задача — наградить умеющих изображать любовь в потоке антилюбви. Из 18 картин 17 было показано на фестивале. Исключение составила лента Ричарда Эйра «Айрис», кинобиография Айрис Мердок, которая экрану московскому предпочла берлинский. За кадром внимания жюри остались фильмы «Моя звезда», дипломная работа Валески Гризбах. В своем фильме она прослеживает даже не историю любви и зарождение сексуальности у тинейджеров. В своей игре в любовь ее герои мало привлекательны не только для зрителя, но и для самих себя. Сложности нелюбви в больной семье маленького словенского городка из фильма «Хлеб и молоко», которые были оценены «Львом будущего» в Венеции, оставили «Лики» равнодушными. Как, впрочем, и жестокость «Ямы» (Великобритания) и псевдоромантизм «Мира Моны» (Дания), где вспыхивает светлое чувство между грабителем банка и его заложницей. А жестокий мир лондонского шоу-бизнеса чуть было не погубил шестнадцатилетнюю провинциалочку Эмму с ее грезами стать королевой красоты, зарождающуюся в ней новую жизнь и ее друга — простого парня Тимма, мечтающего о создании крепкой семьи. В этом же ряду, хоть и немного особняком, стоит индийская лента-сказка о принце Ашоке, сделанная на голливудовский манер с красотами батальных сцен и умопомрачительных, но устаревших трюков.

Специальным призом «Ликов любви» отмечен фильм «Самсара» (Индия, Германия, Швейцария, Франция) — в меру эротичная история духовно-плотской любви мужчины, который ради спасения души отказался от мирской жизни и женщины, дарящей людям любовь. Думаю, всех покорила смелость дебютанта, позволившего себе картину длиной почти в два с половиной часа.

Финский фильм Олли Саарела «Неприятности из-за любви» и его герой — горячий финский парень в исполнении Ерма Томмила, вдогонку прошлогоднему успеху на этом фестивале другого финского фильма, получил «Стрелу» за лучшую мужскую роль. Ведь герой Ерма Али сумел изменится сам и изменить жизнь ради любимой женщины и сына, который родился, пока он сидел в тюрьме.

Приз за лучшую женскую роль достался непрофессиональной актрисе, студентке университета, дебютантке Майю Озава, сыгравшей главную роль в режиссерском дебюте актера Иджи Окуда «Юная девушка». Это вариант Лолиты из Страны восходящего солнца.

Знаменитые чешские мюзиклы 60-х хорошо помнят историки кино и некоторые зрители. Именно в этом стиле сделана картина Филипа Ренча «Бунтари». Актерский дуэт из этой ленты признали «самым романтичным», поддержав нежную любовь юной пары в суровое время Пражской весны.

Гран-при при всеобщем одобрении и здоровом возбуждении получил безусловный лидер — фильм узбекского режиссера Али Хамраева «Бо Ба Бу» (копродукция Узбекистана, Италии и Франции). Искусно снятый Роберто Медди, с тонко продуманной музыкой Клода Самада, этот почти немой фильм- притча рассказывает о вечном. Двое мужчин, отец и сын, привычно существуют в своем мире, появляется женщина, вспыхивают страсти, и не то чтобы внешний мир меняется, меняется внутренний мир героев, приводя их к моменту выбора. Картина завораживает своей нецеломудренной сдержанностью, богатством скупых метафор, актерской филигранностью.

Сам Хамраев, воспитанник ВГИКа 60-х, в творческом списке которого более 15 известных зрителям работ, снял «Бо Ба Бу» после десятилетнего глухого киномолчания и признался, что эта вынужденная пауза «позволяет ему выступать на любом фестивале в роли дебютанта». Ни в коем случае не желая творцам неработы, скажу все же — побольше бы таких дебютов!

Вот и закончился МКФ «Лики любви-2002», наполненный качественным кино, любовью к кино, но не «угостивший» участников и зрителей той мерой теплой, нежной, верно-неверной, страстной и светлой любви, которой от него ждали. Это и было главным образом замечено на итоговой пресс-конференции, где неугомонный Марк Рудинштейн уже строил планы на Сочи, объявив имя председателя жюри ХIII открытого российского фестиваля «Кинотавр». Это — Глеб Панфилов.

А в промежутке между этими фестивалями в «Мире Кинотавра» в Москве с 12 по 20 апреля пройдет второй этап смотра «Дебют-Кинотавр», победители которого традиционно будут приглашены на конкурс в Сочи. А пока, до 15 марта, устроители этого молодежного кинофорума, все расширяющего свою географию, принимают заявки на участие в нем. Так что до нового кино, до новых встреч.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме