Пожалуй, нет эпитета, который нельзя было бы поставить перед словом «любовь»: вечная и преходящая, долгая и непостоянная, трагическая и смешная, прекрасная, нелепая, роковая, ужасная. Каждый, основываясь на собственном опыте, может бесконечно продолжать этот никем еще не систематизированный словарь. Всевозможные обличья любви были представлены на III Международном кинофестивале «Лики любви», традиционно проходившем в первой половине января в Москве.
Цель этого фестиваля, как и предыдущих, - представить зрителю лучшие из мировых киноверсий ликов любви. «Лики любви» - фестиваль, утверждающий красоту и добро. Он изначально задумывался как зрительский, поэтому может включать в себя неограниченное число конкурсных, внеконкурсных, тематических и ретроспективных программ. Программа нынешнего состояла из двух десятков картин. Отличительная особенность - отдельная программа российского неигрового кино на темы любви. Документальные и художественные фильмы, показанные в одном сеансе, невольно способствовали сопоставлению вымысла и документа в раскрытии вечной темы.
Программа неигрового кино состояла из двух прелестных анимационных лент - «Рождество» (студия «Пилот», режиссер Михаил Алдашин) и «Нити» («Союзмультфильм», режиссер Иван Максимов). Это фильмы-призеры МКФ «КРОК-97», и о них подробно рассказывалось на страницах «ЗН». Картина Дальневосточной студии кинохроники «Любовь» (режиссеры Альберт Самойлов и Елена Шумилина) в строго документальной манере рассказывает историю любви русского и эвенкийки, их долгую жизнь в радости и согласии, преодоление беды. Четыре новеллы о судьбах мужчин, платящих алименты, включает в себя лента Свердловской киностудии, известной своими успехами в неигровом кино, «Про это» (режиссер Владимир Ярмошенко). Исповеди трех провинциалок 90-х годов, приехавших в Москву в поисках удачи и счастья, проходят перед зрителем на фоне хроники сталинской эпохи и песен 60-х. («Провинциалки», студия «Риск», режиссеры Татьяна Божич, Франк Мюллер). Диапазон неигровой программы разнообразен, что видно из далеко не полного рассказа о ней.
Остановлю ваше внимание лишь на наиболее интересных, на мой взгляд, картинах.
Очередная экранная версия романа Владимира Набокова «Лолита» вызвала много споров у мировой критики. Ее считают не столь утонченной, как у Кубрика. Режиссер Эндриан Лайн известен нашему зрителю такими картинами, как «Лисички», «9 1/2 недель», «Непристойное предложение» и др. Его прочтение, на мой взгляд, наиболее близко к первоисточнику и по форме, и по содержанию. Порок назван своим именем - Лолита не падший ангел, а нездоровочувственное, капризное создание, провоцирующее увядающие страсти героя. По видеоряду фильм скорее невинен, но каждый кадр наполнен истинной эротикой. Исполнение главных ролей Джереми Айронсом и Доминик Суэйн - несомненные творческие удачи картины.
Джереми Айронс сыграл блестяще абсолютно противоположный образ в показанном на фестивале, довольно слабом фильме «Китайская шкатулка» (США, режиссер Уэйн Вонг).
«Крылья голубки» (США, Великобритания, режиссер Иен Софтли) - мелодрама по роману Генри Джеймса, сделанная по всем законам жанра с крепкими актерскими работами Хелен Бонам Картер, Линус Роше, Элисон Эллиот и Элизабет МакГовери.
Большой интерес у зрителей вызвала лента испанского режиссера Карлоса Саура «Такси». Восемнадцатилетняя героиня Паз знает, что этот мир не очень привлекателен, но он становится лучше, когда в жизнь приходит любовь. «Такси» - не проповедь и не политическое кино. Это драматическая любовная история.
Экранизация одноименной пьесы Жоана Казаса «Раздетые» (Россия) - дебют режиссера Кирилла Серебрякова. Это история любви-ненависти двоих, охваченных страстью, которая, как известно, проходит.
Несомненное событие «Ликов» - картина французского режиссера и актрисы Брижит Руан «Все звери грустят после этого». Это драматическая история любви юного соблазнителя и сорокалетней женщины, успевшей прожить до встречи с ним целую жизнь, заполненную крепкой семьей, любимой работой, налаженным бытом. Героиня теряет все, что так гармонично наполняло ее жизнь, окунувшись в бурные волны страсти, включая в апофеоз потерь, уход юного любовника. Ощутив физически вечный покой дна, героиня Брижит Руан возрождается к жизни с новым Знанием. Благодаря такту авторов картины незамысловатый сюжет превращается в притчу о любви и жизни.
Фильмы, показанные на фестивале, должны вскоре появиться на лицензионных видеокассетах.
Кроме МКФ «Лики любви» кинокомпания «Кинотавр» (генеральный продюсер - Марк Рудинштейн, генеральный директор - Лариса Бланк) учредила Международную кинематографическую премию «Юнона». Ее призерами могут стать актеры, режиссеры, представители других кинематографических профессий, создатели лучших кинопроизведений о любви. Первыми лауреатами «Юноны» в 1997 году стали актер Жан-Луи Трентиньян (Франция) и режиссер Паоло Витторио Тавиани (Италия). На открытии «Ликов-98» «Юнону» приняла из рук президента фестиваля Владимира Машкова хрупкая француженка Брижит Руан, а в день закрытия фестиваля вторую «Юнону» вручили обаятельному англичанину Ральфу Файнзу, блестяще исполнившему главную роль в получившем «Оскар-97» фильме «Английский пациент».
Завершился фестиваль «Лики любви-98», но уже сегодня на киностудиях мира в производстве новые картины о любви, лучшие из которых обязательно станут участниками фестивальных показов на «Ликах-99».