Как муза наша отзовется? «Харьковские ассамблеи»: мелодии расставаний и встреч

Поделиться
ХIV Международный фестиваль классической музыки «Харьковские ассамблеи» в этом году был посвящен 90-летию Харьковского университета искусств им...

ХIV Международный фестиваль классической музыки «Харьковские ассамблеи» в этом году был посвящен 90-летию Харьковского университета искусств им. И.Котляревского. На крыше дома напротив этого учебного заведения несколько лет назад без особого повода разместили скульптуру «Скрипача на крыше», похожего то ли на Паганини, то ли на Юрия Башмета. Символика эта небезупречна. С одной стороны, из стен харьковского вуза выходили великие музыканты. Но и рядовые его выпускники сегодня не играют в переходах метро. Зачем же? Одиночеству «на крыше» они предпочитают дальнее зарубежье. В этом и проблема.

Можно сказать, что харьковских музыкантов в мире последние два десятка лет узнают по принадлежности к этому творческому форуму, а известные исполнители Европы и Америки считают за честь быть приглашенными на осенние ассамблеи в Харьков.

Для организатора и идеолога фестиваля, ныне ректора Харьковского университета искусств, народной артистки Украины, профессора Татьяны Веркиной этот форум был реализацией заветной мечты вернуть городу репутацию крупного музыкального центра. Дочь крупнейшего ученого Бориса Иеремиевича Веркина, чья «филармония физиков» в свое время принимала у себя музыкантов с мировым именем, хотела возродить и укрепить былые традиции, наладить связи с земляками или исполнителями, когда-то учившимися в Харькове.

Впоследствии у каждого фестиваля была своя тема, свой герой — от Моцарта до Берлиоза, от Перселла до Глинки. Обвинения организаторам «Ассамблей» в антипатриотизме, космополитизме и прочих смертных грехах звучали, и не раз. Доходило до смешного. Говорили, что есть у нас «собственные Шуберты» (только имен при этом не называли), зачем-то противопоставляли виолончель и бандуру (хотя и у бандуристов есть собственный творческий форум), считали государственные деньги, выделенные на фестиваль (хотя на фейерверки и пивные праздники уходит куда больше). Разделение культуры на «свою» и «чужую» — первый признак «местечковости» и провинциализма, с чем «Ассамблеи» боролись семнадцать лет. И, кажется победили.

По их примеру стали возникать или оживляться в Харькове другие фестивали, конкурсы, концертные циклы. Воодушевились музыканты, чье искусство обычно ценят лишь во время зарубежных вояжей по Европе.

Даже харьковские композиторы спешили сочинить что-либо специально для «Ассамблей». Музыковеды ждали научно-практических конференций, чьи темы были подсказаны героями очередного фестиваля. Студенты участвовали в мастер-классах, которые давали заезжие знаменитости. И так далее.

Главное, пожалуй, в том, что политической заангажированности у этого фестиваля нет, а объединяющие идеи — есть. И еще немаловажно, что он пропагандирует хорошую классическую музыку в хорошем исполнении.

* * *

Нынешний музыкальный праздник был удачен в том плане, что стали очевиднее возможности и перспективы Университета искусств. В потоке поздравлений — такие выпускники, как ректор Национальной консерватории Украины В.Рожок, бывший министр культуры Д.Остапенко, ныне директор Национальной филармонии и ее художественный руководитель В.Лукашев. Хороший знак — для студентов нынешних.

* * *

Татьяна Веркина
— Конечно, грустно, что наши выпускники уезжают из Харькова, — сказала под занавес фестиваля Татьяна Веркина. — С другой стороны, каждой творческой личности нужен воздух свободы. Но самое приятное для меня, что они все же приехали. Что им дорог этот дом, дорога память об учителях. Фортепианные, инструментальные, хоровые ансамбли показали свои возможности, нынешнее мастерство и творческий потенциал. Камерный оркестр под руководством С.Кочаряна, Молодежный симфонический оркестр «Слобожанский» и филармонический оркестр, почти целиком состоящий из выпускников ХДУМ, показали себя на «Ассамблеях» в наилучшем качестве. Мы видели подтверждение мастерства отдельных коллективов и исполнителей, восхищались настоящими открытиями.

Мы продолжили традицию, когда героями вечеров становятся музыканты, достойные внимания и уважения. Например, вечер, посвященный заведующей кафедрой сольного пения Л.Цуркан, где и дебютанты, и такие сложившиеся певцы, как нынешняя солистка Национальной оперы Украины О.Крамарева и солист Большого театра Максим Пастер (он пел на открытии «Ассамблей»), показали высокое искусство. Среди выпускающих подразделений кафедра сольного пения представила на очередном фестивале рекордное число участников. Да и по яркости представленных талантов, разнообразной географии их сегодняшнего обитания заняла одно из первых мест. Даже те участники «Ассамблей», которые в силу объективных причин не могли явить свои голоса в былой красе, славу харьковской вокальной школы подтвердили, дав мастер-классы.

И харьковские композиторы занимают на афише «Ассамблей» особое место. Хотя уже невозможно назвать «только харьковчанами» таких авторов, как ушедшие от нас В.Бибик, В.Губаренко и М.Карминский. Их музыка, как и ныне творящих В.Золотухина и В.Птушкина, звучит далеко за пределами родного города и страны.

А объединяет всех принадлежность к консерваторскому классу выдающегося мастера Дмитрия Львовича Клебанова (в этом году исполнилось 100 лет со дня его рождения). Клебанов как композитор ведет свою родословную от С.Богатырева, творческого «внука» Н.Римского-Корсакова.

С этих концертов, быть может, начнется новый отсчет популярности его музыки. Ведь она не то чтобы забыта, но исполняется редко. А то, что к ней с удовольствием обращается новое поколение музыкантов, говорит о том, что все становится на свои места — хорошую музыку невозможно списать в архив. Она прозвучала свежо, ярко, стильно. У Клебанова была нелегкая судьба — он попал под каток кампании с «безродными космополитами». И все же было бы неправильно думать о Клебанове, как о жертве репрессивного строя, который навсегда затаил обиду на власть и окружающий мир. В сущности, он был человеком светлого мировоззрения, со своеобразным юмором, который не каждый композитор может в музыке выразить.

Часто повторяю: музыка — это спасение от многих бед и неурядиц жизни. Но музыка еще и профессия, причем очень сложная. Сегодня появляются разные технические средства, которые демонстрируют студентам высокие музыкальные образцы, знакомят их с лучшими мировыми исполнителями. Этого, конечно, маловато… Нужен педагогический состав, который обеспечит высокую профессиональную подготовку. А мы по-прежнему начинаем «Ассамблеи» каждый год с печальной фразы: «За это время от нас ушли…».

Уходит старшее поколение. А младшее (весьма талантливое) уезжает на Запад. Там таланты не только востребованы, но и хорошо оплачиваемы. Всеми силами я стараюсь их удержать. Но конкретный ректор не может изменить ситуацию. Нужна государственная политика в области музыкального (и не только) образования. Мизерная зарплата, отсутствие жилья не способствуют тому, чтобы наши талантливые выпускники остались в родном вузе.

Сейчас, чтобы продвинуться по ступенькам карьеры, каждый музыкант, не желающий до конца жизни быть старшим преподавателем, должен защитить диссертацию. Причем она должна быть такой же, как у специалистов-теоретиков. Понимаете, какой нонсенс? Вот если бы исполнитель подготовил концертную программу, сыграл или спел ее на публике, а потом сделал ее анализ и поделился практическими советами со студентами, тогда была бы польза и учителю, и ученикам. Тот же теоретик никогда не выйдет на оперную сцену или концертную эстраду. Зачем же талантливому скрипачу или певцу уподобляться ученому?

Сейчас мы стали заложниками бюрократической оценки талантов. Кто-то (возможно, не столь талантливый) пробивается через эту стену. А ярким исполнителям заниматься псевдонаукой недосуг. Думаю, что «Ассамблеи» в какой-то мере восстанавливают ценностную иерархию и помогают нашим музыкантам не стать «скрипачами на крыше».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме