Вам не показалось, что событие, прошедшее недавно на телеэкранах Первого национального телевизионного канала, — празднование
50-летия песенного «Евровидения» оставило, кроме прочего, без ответа только один, но априори важный вопрос: а где же, собственно, отбор участника от Украины на поездку в Грецию? Ведь речь идет об одной из принципиальных и определяющих проблем участия Украины в песенном конкурсе «Евровидение», а времени осталось маловато.
Напомню, что в 2003-м и 2004 годах отбор не проводился вообще.
Такие причуды «внутреннего отбора» нещадно критиковались как в среде профессиональной, так и среди простых и рядовых зрителей. Всем было понятно — процедура всеукраинского телевизионного отбора это мощный стимул развития песенной культуры в стране. Кроме того, в национальный эфир реально могли попасть сотни новых отечественных исполнителей различных жанров и стилей. Учитывая состояние нашего аудиовизуального пространства, искусственно раздавленного второстепенной соседней попсой, и с мощным давлением попсы англоязычной, отборочный тур мог стать интересным зрелищным телевизионным общенациональным событием. К тому же событием ежегодным. В году 2005 накатило другое — всеукраинское песенное шоу было искусственно превращено в шоу околополитическое. Хотя именно отборочный конкурс 2004—2005 годов наглядно доказал, что профессионалы из НТКУ могут продемонстрировать настоящее зрелище нормального европейского уровня. Песенные результаты годов 2003-го и 2005-го комментировать не буду. Назову только многочисленные оценки зарубежного зрителя —0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0... Что же касается участника от Украины 2004 года замечу — вряд ли проект «Руслана» умудрился бы проиграть всеукраинский отборочный тур…
Но на дворе уже последний месяц осени года 2005. И профессионалы понимают — начинать работу над отбором участника от Украины для участия в греческом песенном форуме нужно было еще в конце мая нынешнего года (!). И делать это спокойно, ритмично и профессионально. Ведь речь идет об одной из основных задач национального телевизионного вещателя—НТКУ в сфере украинской культуры (в данном случае массовой культуры): заботливо отбирать лучшее и это лучшее усиленно продвигать и пропагандировать. В том числе и за границей. За это время сделано не много. Но, замечу, что делалось все совсем не в комфортных условиях. Ведь околокризисные процессы в руководящих кабинетах НТКУ совсем не содействуют спокойной работе.
Следовательно, на сегодня… Кажется, наконец определились с так называемым «форматом» проведения отборочного конкурса. Определялись методом анализа и просмотра материалов зарубежных коллег. Предлагается отбор по шести различным регионам Украины (условно — Восток, Запад, Юг, Север, Центр и г.Киев). На первом этапе в регионах жюри выберет двух самых лучших. Таким образом предлагается собрать в Киеве 12 участников. Из них с помощью телефонного голосования и жюри отберут трех финалистов. Им будут предложены для исполнения три заранее выбранных песни, которые они распределят между собой и исполнят в финале. Всего запланирован цикл из 14 программ хронометражем по 52 минуты.
Это проверенная в цивилизованной Европе схема. Но что будем иметь мы на наших благодатных шоу-бизнесовых просторах?
Первое. Это необходимость выплаты бюджетной организацией НТКУ нашими с вами деньгами довольно «веселой» суммы за «покупку прав на европейский формат». Сумма, как вы правильно понимаете, будет считаться совсем не в гривнях. Зная опыт определенных вице-президентов из европейской телеинтеграции, приобретенный ими на денежных потоках «Евровидение-2005» в Киеве, это интересный поворот... Для них. А для НТКУ? А для Украины? Хотя, возможно, именно учтя повышенный интерес к их деятельности относительно расходования миллионных сумм весной, эти деятели нынче и тормозят процесс...
Второе. Кто и как будет заниматься отечественными «мелочами»: определять состав региональных и большого жюри, отбирать три песни и т.д. и т.п.
Третье и самое главное. Снова не обнародованы и не зафиксированы в соответствующих документах (положение, устав и т.п.) критерии отбора песенного материала и отбора членов жюри. А это, в свою очередь, может привести снова к маразму — клоуны, «прошедшие» отбор, гимны Украины в различных аранжировках — это самые маленькие из изюминок прошлогоднего отбора. Условия участия во всеукраинском отборе должны быть четкие и понятные, но крайне жесткие и профессиональные.
Существуют, конечно, и определенные плюсы — реальный интерес проявлен со стороны мощного отечественного спонсора. Учитывая «международность» формата, можно прогнозировать и заинтересованность проектом многочисленных рекламодателей, в том числе и мощных транснациональных. Следовательно, у проекта есть все шансы на очевидный финансовый успех. Что для НТКУ должно иметь едва ли не главное значение.
Осталось единственное — стартовать. Наконец... Спокойно. Ритмично! Профессионально.