В столице Азербайджана Баку отзвучал телевизионный песенный конкурс Евровидение. Вполне заслуженно победила песня Euphoria в исполнении шведской марокканки-берберки Лорин. Украина заняла 15-е место.
В этом году конкурс определил фаворитов еще в начале репетиций в гигантском, рассчитанном на 23 тысячи зрителей, универсальном зале-дворце Baku Crystal Hall. Зрители и специалисты однозначно были на стороне настоящего и интересного. Журналисты и тусовка шутили вокруг стеб-коллектива «Бурановские бабушки».
Удмуртский самодеятельный хор энтузиастов легко победил 24 мая в полуфинале. Украинская представительница Гайтана главную свою задачу - дважды выступить перед гигантской телеаудиторией - выполнила.
Бороться было за что. Только финал посмотрели около 120 миллионов зрителей Европы, Австралии и Новой Зеландии.
Такому успеху, который, как правило, в жизни украинских участников Евровидения становится единственным, предшествовали тревожные ожидания: заметят ли активные заимствования в композиции от Украины? После выступления в полуфинале это стало понятно… Песню от Украины никто из специалистов не считал конкурентом. Следующие события (особенно голосование) это подтвердили.
Телевизионщики понимали, что показ финала Евровидения 26 мая - это телевизионное лицо уровня Европейского союза вещателей (EBU). Именно поэтому телевизионная режиссерская работа была наиболее точной и придирчивой, с показом практически всех задуманных акцентов.
Особенно это касалось телевизионного и сценического решения песен-фаворитов из Албании, Сербии и, конечно же, Швеции.
Улучшили телевизионное отношение и к представительницам шоу-биза из России - показали все нюансы сюжетной линии под условным названием «С пылу с жару»: бабушки, печь, пирожки...
В добавок к эффектным телевизионным технологиям и устройствам огромный зал буквально погрузили в тысячи киловатт света. Причем свет «отрабатывал» не только в зале, но и вокруг него: столбы подвижных лучей акцентировали внимание на сооружении Baku Crystal Hall. Активно освещались плоскости стен зала, «заливавшиеся» цветами национальных флагов стран-участниц.
Довольно удачным решением стало и расположение сценической площадки. Едва ли не впервые прямоугольную плоскость сцены двинули в зрительский зал.
Это дало возможность окружить сцену болельщиками практически со всех сторон. Мощно использовались сверхсовременные специальные операторские технологические средства (впервые на конкурсе - камера-паук, летающая над сценой и зрителями). Очень эффектно сработало и решение разместить конкурсантов после выступлений не в полусекретной зоне вне зала, а прямо среди зрителей. Для этого пожертвовали тремя тысячами мест. Поэтому в зале за финалом наблюдали «всего» 20 тысяч зрителей.
Правда, за счет ТV- рекламы и продажи билетов организаторы вряд ли вернут потраченные на проведение финальной части песенного конкурса 100 миллионов долларов. Не страшно - останется величественный зал. На память. И нефть. На радость!
Не собирались организаторы скрывать и главного для руководства страны - «тоталитарного» имиджевого наполнения проекта Евровидения. По сообщению катарской телесети Al Jazeera, власть использовала Евровидение, чтобы попробовать «превратить Баку в международную культурную столицу». Европа должна была увидеть чуть ли не все достопримечательности города.
К участию в шоу был приглашен легендарный представитель традиционного музыкального жанра «мугам» - Алима Гасимова, группа «Натик», певец и композитор Эмин.
В паузах на сцене щедро были представлены массовые и костюмированные народные танцы на разные фольклорные мотивы от Национального ансамбля танца Азербайджана.
Такие многолюдные постсоветские заполнения сцены должны особенно поразить европейцев. По крайней мере, так считают.
* * *
Наш Первый национальный, готовивший телевизионные дневники из Баку, заметно «плавал сверху». Не было анализа очевидных и весомых тенденций конкурса этого года: балканской музыкальной стойкости и преданности лирическим балладам на родном языке, настоящих художественных находок в песнях скандинавских участников. Уже не говорю о серьезном анализе выступления представительницы от Украины. Настоящим «апофигеем» «мелких» подходов телекомпании Украины (на мощнейшем песенном конкурсе) стала попытка впихнуть в 25-28 секунд представления песни от Украины фамилий чуть ли не всех «причастных» - от авторов дизайна «трусов» до производителя эксклюзивного «супервеночка». В том списке «героев» Евровидения этого года не хватало только одного - фамилий украинских специалистов ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Их подходы стремительно разрушают и без того не очень высокие достижения на этом музыкальном соревновании в последние годы.
Украинское выступление с украинской песней под украинским названием Be My Guest насобирало по Европе 65 баллов и 15-ю позицию. Итак, нынешнее руководство евровизионных проектов в стенах НТКУ заработало следующие оценки: Албания - 0, Черногория - 0, Румыния - 0, Австрия - 0, Бельгия - 0, Сан-Марино - 0, Франция - 0, Великобритания 0, Турция - 0, Босния и Герцеговина - 0, Болгария - 0, Швейцария - 0, Словения - 0, Кипр - 0, Хорватия - 0, Словакия - 0, Голландия - 0, Исландия - 0, Швеция - 0, Дания - 0, Финляндия - 0, Сербия - 0, Германия - 0, Венгрия - 0, Израиль - 0.25. Страны Европы Украину проигнорировали. Самое неприятное - позиция европейских братьев-славян. Точнее: даже братьев-славян…
Коротко о самом голосовании. Руководство евровизионных проектов наконец-то поняло механизмы «накручивания» телефонного голосования в Европе. К величайшему сожалению, Украина и здесь «вставила свои пять копеек», активно «продвигая вверх» планку голосования за песню в исполнении певицы Мики Ньютон. Об этом в свое время много писали и показывали… Уверен, в этом году Европа получила бы другого победителя, если бы не поменяла систему голосования. Оно происходило после окончания всех выступлений, с одного номера - не более 20 SMS.
Руководство Европейского союза вещателей молча и решительно сделало ставку на другое. И, к счастью, победило.
Маленький шаг к цивилизованности сделан. Хотя, конечно, европейские страны радостно продолжают «соседские» 12-балльные забавы в ходе голосования.
Но в этом году такую тотальную активность (независимо от уровня предлагаемого песенного материала) продемонстрировали только единичные участники процесса.
Результаты европейского голосования в цифрах: шведская Euphoria набрала 372 балла, российский стеб Party for everybody - 259, балканская баллада Nije ljubav stvar от серба Желько Йоксимовича - 214.
Мощно решенная вокально в несколько слоев музыкальная композиция When the music dies, исполненная хозяйкой конкурса Сабиной Бабаевой, набрала 150 баллов. Албанская Suus, насыщенная эмоциями и экспрессией Роны Нишлиу, - 146.
Демонстрирует ли появление таких серьезных художественных проявлений, как шведское и албанское, изменение вкусов европейской аудитории - сказать пока сложно. Но заметить этот положительный вектор стоит…
* * *
Несколько слов о телевизионном и художественном решениях композиций. Творческая команда шоу - а это немецкие специалисты, работавшие в прошлом году, - продемонстрировали в некоторой степени одностороннее, хотя и яркое, визуальное решение номеров исполнителей, которые не пригласили в свой номер танцовщиков: мощный концентрированный вертикальный луч света, который выхватывал из плоскости сцены фигурку исполнителя. Аскетично и эмоционально.
Световые эффекты всех 2500 приборов довольно удачно помогали передавать содержание и других песен. В некоторых номерах были применены синхронные с фонограммой акцентированные световые взрывы, пиротехника в кодах песен. К величайшему сожалению, телевизионщики не восприняли интересных визуальных находок в сценографии отдельных исполнителей. Для примера: очень эффектной была попытка использовать белую одежду азербайджанки Сабины Бабаевой для проекции на нее видеоинсталяций. Тв-операторы просто обрезали низ кадра, а заодно и инсталляции. В ходе финала бросилось в глаза и незаурядное усиление песенного материала и мастерства исполнения участников из Франции и Испании.
Полное непонимание того, что происходит, на фоне фантастической популярности Евровидения в Великобритании демонстрирует ВВС. Хотя, возможно, пытались выбить клин (группу уважаемых российских бабушек) клином (75-летним Энгельбертом Хампердинком). Не вышло. Очередной провал исполнителя из Великобритании. Удивила и разочаровала также участница из Италии Нина Дзилли. Триумфатор конкурса итальянской песни в Сан-Ремо пела на английском. Журналисты на пресс-конференции итальянки даже иронически предложили ей исполнить… итальянскую песню. Пришлось вспоминать уже легендарную Nel Blu Di Pinto Di Blu, известную всюду как Volare. Народ посмеялся…
В финале выступило много интересных и искусных вокалистов - Калиопи (Македония), Отт Лепланд (Эстония), Майя Сар (Босния и Герцеговина), Сабина Бабаева (Азербайджан), Желько Йоксимович (Сербия).
В этом году исполнители были довольно аскетичными в использовании разных декорационных элементов. Для киприотки Иви Адаму построили возвышение в виде храмового жертвенника, француженка Ангун заставила акробатов двигаться на кубах (реверанс в бок Пикассо).
Для украинской исполнительницы использовали четыре подвижных видеоэкрана. И получилось - ни картинки на экранах, ни певицы! А еще ведь и хореографические потуги. В который раз подчеркиваю: любое выступление от Украины на Евровидении должны выстраивать телевизионщики. Желательно отечественные.
Особое внимание победному выступлению. Лорин в финале держалась менее эмоционально, чем в отборе. Похоже, осознала свою роль фаворитки. Даже позволила себе, исходя из пластической и эмоциональной ткани рисунка песни, улыбнуться в ответ на овацию зала. Впервые в истории живого телевизионного показа песни на Евровидении творческая команда использовала в финале такое мощное режиссерское средство влияния на телезрителя, как замедление видеозаписи на последний хореографической точке номера! Как по мне, именно концентрация на точном телевизионном решении песни помогла очень непростой для понимания и художественно сложной композиции Euphoria победить.
Это должно стать мощным толчком для руководства Национальной телекомпании. Нужно наконец-то жестко сформировать позицию Первого относительно выбора песни, подготовки номера и представления Украины на международном телевизионном уровне.
До сих пор нет обнародованных критериев определения лучших - вот и имеем украинскую оценку «6» для абсолютного фаворита этого года Лорин.
Требовательнее должны отнестись и к формированию жюри. Ведь до сих пор неизвестно, кто формировал украинские 50% оценки в финале и полуфинале Евровидения-2012. Напомню, голосовали по схеме: 50% зрители + 50% баллы от жюри.
Национальный отбор должен стать площадкой для представления ряда лучших украинских песен от лучших украинских авторов и исполнителей. Так, как это происходит в Европе. Там в национальных отборах принимают участие самые лучшие. И не стесняются это делать по несколько раз. Понимаю, что при нынешнем руководстве евровизионных проектов в Украине такое невозможно представить. Поскольку налицо кризис доверия к определенным персонажам, которые в последние годы толпятся вокруг евровизионных проектов. Ситуация мало отличается от общей ситуации в разных сферах деятельности в стране.
Хотя, как ни парадоксально, но украинское Евровидение - это лакмусовая бумага ситуации во всем гуманитарном пространстве государства. !zn