Качановка. Разрушенная дамба |
«Посылаю тебе поцелуй из этого роскошного уголка, в котором я нынче пребываю. Представь себе ухоженный парк в 700 десятин с огромными озерами и вековечными деревьями... Дубы, тополя, каштаны, белки, прыгающие с ветки на ветку, озера с лебедями и с их детенышами. А в центре всего этого замок на 76 комнат, переполненный редкостной мебелью и произведениями искусства. Приехавши сюда в 4 часу утра, я прошел по всему дому, как во сне, блуждая по залам, лестницам, уединенным комнатам и уголочкам... дом показался сказочным. Днем я гулял, восхищаясь грандиозным видом величественных огромных лесов...»
К.С.Петров-Водкин
(из письма к жене).
Такой знали «Качановку» ее владельцы, а также их талантливые и знаменитые гости на протяжении XVIII — начала XX веков. Совсем иной, разоренной и запущенной увидела «Качановку» компания романтиков-фантазеров, вознамерившихся встретить новое тысячелетие и столетие в прославленной усадьбе. Впечатление от степени запустения времен бесхозности и алчности было таким, что казалось, будто бы очнулся в чужом бреду. На всем лежал след морального одичания людей, превративших сокровищницу украинской культуры в руину.
Вандализм и разграбление поместья начались сразу же после 1917 года. Даже газета «Красное Знамя» в 1923 году констатировала: «Памятники старины и искусств во дворце и в усадьбе хищнически портятся, а чаще всего — уничтожаются». Так продолжалось более пятидесяти лет... Реставрационные работы в «Качановке» начались лишь с 1971 года по инициативе Народного артиста Украины Дмитра Гнатюка и архитектора Марианны Говденко, ряда реставраторов, зодчих и администраторов. До сегодняшнего дня восстановительные работы пребывали то в тлеющем, то в затухающем состоянии. В 2001 году появились основания для оптимизма в деле восстановления дворцово-паркового комплекса. 27 февраля нынешнего года издан Указ Президента Украины о присвоении «Качановке» статуса «Национального историко-культурного заповедника».
Смеем надеяться — этот Указ окажется спасительным для «Качановки», исключит намерения отдельных энтузиастов расгосударствления. Претензии приватизации отнюдь не домыслы друзей «Качановки» («ЗН» писала о присвоении заповедной территории с археологическими залеганиями в Трахтемирове). Опасность велика, так как украинские законотворцы закрепили право частных лиц на владение памятниками культуры в статье 17, (раздел IV) Закона Украины «Об охране культурного наследия». Хороша охрана! Коту доверили стеречь рыбу. Наши депутаты лукавили, голосуя за параграф: «Памятник, кроме памятника археологии... (хотя и их сдают «пацанам»)... может пребывать в государственной коммунальной или частной собственности...» Далее еще лучше. В статье 20 того же Закона: «Центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия имеет право привилегированной покупки памятника национального значения».
Формулировки можно истолковать в духе пословицы: «Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло». Люди творчества, поборники культуры понимают, что статья 20 провоцирует разграбление национальных ценностей.
Следуя этой статье, памятник культуры может купить всякий, сведущий в юридических нюансах при манипуляциях Законом. Потому не следует удивляться, если в одночасье из музейных коллекций начнут исчезать прославленные полотна — их приватизируют в соответствии с буквой Закона. В этих опасениях меньше гиперболы и гротеска, чем хотелось бы. Ведь если столичный Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко с дня своего открытия после многолетнего ремонта сдает в аренду залы с полотнами Веласкеса, Брейгеля под банкеты нуворишам, то не исключено, что погулявшие в атмосфере высокого искусства «новые украинцы» возжелают музейного Рембрандта лицезреть в личной спальне, тем более что Закон «Об охране культурного наследия» в этом отношении весьма пластичен.
При слове «Качановка» сердце человека, сколько-нибудь неравнодушного к культурному возрождению Украины, забьется сильнее. Это единственный в Украине ансамбль, сохранившийся во всем его объеме. Если в знаменитой «Софиевке» погиб дворец, здесь уцелели не только все сооружения, но и водоемы, планировка сильно запущенного парка, декоративные садовые постройки, церковь и многое другое.
Ансамбль развивался на протяжении 250 лет, видоизменялся, благоустраивался, расширялся. Основателем усадьбы и первым ее владельцем был Ф.Болгарин. У него усадьбу купил придворный певец Ф.Кочановский. От его имени произошло название поместья. В 1771—1808 гг. владельцем Качановки был генерал-фельдмаршал граф П.Румянцев-Задунайский и его сын. С 1824 по 1866 г. поместьем владела семья меценатов Тарновских. Потом на протяжении 20 лет и до революции 1917 года Качановка последовательно была собственностью сахарозаводчиков Харитоненко, князей Урусовых, Олив.
Расцвет «Качановки» не только как садово-паркового и дворцового комплекса, но и как мощного центра духовности, обозначен стараниями семьи Тарновских. Особая роль сохранилась за Григорием Тарновским (1784—1853) — человеком универсальной образованности, истинным меценатом искусств. Он поощрял начинания многих, а в их числе украинского художника Василия Штеренберга. Молодому живописцу, талант которого был прозорливо угадан Григорием Тарновским, в личное пользование были отведены комнаты с камином, витражами и видом на парк. Создавались идеальные условия для расцвета таланта. Императорская Академия искусств благодарила владельца «Качановки» за «милости» к Штеренбергу. В кругу друзей и гостей Василия Тарновского (старшего) были В.Жуковский, К.Брюллов, Н.Маркевич. Здесь хорошо писалось Т.Шевченко, Н.Гоголю, Л.Жемчужникову. Именно в «Качановке» написана опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Свидетельством глубочайшего почтения к гению композитора осталась сохранившаяся в парке «Беседка М.Глинки» — своеобразный малый музыкальный салон.
Василий Тарновский (младший) сформировал исключительную коллекцию старого украинского искусства. Он продолжил меценатскую деятельность своего отца и деда — Григория Тарновского. Трудно перечислить все пожертвования на развитие украинской литературы, науки, просвещения и искусства, осуществленные добродетельной семьей.
После 1917 года страна начала жить по принципу «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...» Что было затем, мы хорошо знаем, и с этим до сих пор не расстанемся.
Что же ожидает «Качановку» после указа Президента? Независимая Украина, ее Министерство культуры и искусств, а также созданное в Великобритании «Общество друзей «Качановки» по инициативе наследницы семьи Тарновских — Татьяны Хайн и при содействии попечителей — знаменитой певицы — Виктории Лукьянец, коллекционера Андрея Лобанова-Ростовского и Тимоти Хайна (секретарь) — намерены возродить весь дворцово-парковый комплекс. Цель общества — привлечение средств и спонсоров для восстановления и содержания заповедника «Качановка», включая дворец, парковое хозяйство и церковь. Общество мечтает вычеркнуть трагическую страницу варварства, «способствовать возрождению комплекса как украинского и международного культурного центра образования и развития талантов в сфере искусств».
К сегодняшнему дню в рамках проекта «Бавария — Украина» часть восстановительных работ осуществила немецкая сторона: отреставрировано левое крыло дворца с большим обеденным залом, комнатой Штеренберга. В руинах лежат помещения, которые, как предполагалось по контракту, отремонтирует украинская сторона. У государства на культурное строительство нет денег. Их нет не только на содержание музеев, но даже на зарплаты и пенсии... А где же национальные меценаты? Ведь у каждого, кто был бы в силах внести лепту в украинское возрождение, как грибы после дождя выросли виллы и палаццо не только в центре Киева, но появились «хатинки для мами на березі Женевського озера». Один из ржищевских «магнатов» намеревался даже арендовать «Качановку» сроком на 15 лет... Да вот незадача — подоспел указ Президента о новом статусе «Качановки».
Указ хорош, однако в отдельных его обтекаемых формулировках содержится зерно раздора. К примеру, пассаж: «рассмотреть вопрос об осуществлении дополнительных мер по сохранению, реставрации, возобновлении) объектов заповедника и определения в установленном порядке границ упорядочения и использования земельных ресурсов». Непривычному к канцелярскому словарю читателю невдомек, что речь идет о нежелании вернуть заповеднику части его исконных земель и водоемов. Не исключено, что у готовившего этот Указ чиновника есть свои виды на расгосударствление в Черниговской области. Почему бы, уйдя на отдых «с государевой службы», не владеть частью качановского леса или озерцом? Идея не дурна, тем более что полчищам чиновников наше будущее видится как общество чистых привилегий для них исключительно.
Из служебных кабинетов, ранее принадлежавших ЦК КПУ, обкомам и райкомам, никак не изыдет дух самовластия. Тысячу раз прав был отец кибернетики Норберт Винер, утверждавший, что сознание порой на столетие отстает от технического прогресса. Случай с претензиями Минагрополитики Украины (его рыбно-мелиоративной станции в «Качановке», Госземлефонда и прочих пользователей) к Национальному заповеднику «Качановка» тому подтверждение. Вызывает умиление дух все еще не «почившей в Бозе» партократической амбициозности в письме Минагрополитики Украины, адресованное министру культуры и искусств Украины Б.Ступке. Документ проявляет нежную заботу о местных жителях, которые не смогут кататься в лодочках на озерах, коль скоро водоемы будут возвращены заповеднику. Завидный гуманизм!
Административное подчинение озер, лежащих у подножья дворца и всегда бывших частью комплекса «Качановка», сегодня остается предметом жарких дебатов. Директор заповедника В.Баранько указывает на хищническую эксплуатацию озер Черниговской РМС, на запущенность дамб и склона, примыкающего к дворцу, на угрозу оползней непосредственно под фундаментом дворца. «Утверждение, что РМС «Черниговское...» проводит большой объем работ по ремонту дамб и гидросооружений, укреплению береговой линии, не соответствует действительности» (В.Баранько).
Беда надвигается. Если не будут приняты самые экстренные меры по спасению усадьбы, последствия могут оказаться необратимыми. Эти меры администрация заповедника должна и может принять. Необходимо восстановить целостность ансамбля. Средства на то есть — частично государственные, а также вклад зарубежного «Общества друзей «Качановки». Однако процесс пробуксовывает из-за несговорчивости Минагрополитики. С уверенностью в абсолютном праве на экспроприацию «барской собственности», едва ли не ощущая себя правонаследником Тарновских, в своем послании Б.Ступке аграрии упоминают указы Народного комиссариата земельных дел 1945 г. и последующие распоряжения советских органов власти 1956 г., 1970 г., 1980 годов об отторжении земель от заповедника «Качановка» и передаче их в постоянное пользование рыбоводно-мелиоративной станции «Черниговская». Само собой, что отторгнутое когда-то (до 1917г.) было частью целого. Составители этого «эпистолярного шедевра» не простирают взора далее времен тоталитаризма.
Опомнитесь, господа чиновники. Вы живете не только в новом государстве, имя которому отнюдь не УССР, но и в новом столетии и тысячелетии. Пережитком прошлого предстают те, кому Указы сталинско-брежневско-андроповских времен видятся более вескими аргументами, чем историческая справедливость, идеи демократического переустройства мира и даже Указ Президента Украины о роли историко-культурного заповедника «Качановка».