Так уж повелось, что Дни культуры Израиля в Киеве репрезентуют нам тот или иной образ этой многоликой страны. Нынешние Дни... представили Израиль смеющийся — и даже не сквозь слезы, а просто так. Открывшаяся 18 апреля в галерее «Тадзио» выставка известного израильского керамиста Владимира Азбеля, в недавнем прошлом — инженера из Барнаула, задала тон веселью. Сначала названием — «Когда улыбка выходит за рамки», а потом самими работами Азбеля, которые, по мнению критиков, адресованы людям, наделенным чувством юмора. Если же оное отсутствует, забавные керамические человечки Азбеля могут вызвать лишь отторжение и раздражение: художник намеренно несерьезен и чужд всякой догматичности.
Центром Дней культуры Израиля стал Киевский планетарий. Здесь 22 апреля открылась выставка фоторабот Алека Левака под названием «Наша страна», а с 22 по 24 апреля проходили киновечера. Стержнем представленной киевлянам кинопрограммы был фильм «Израиль — земля надежды», где в роли комментатора выступил небезызвестный Игорь Губерман. Выслушав комментарии Губермана, я еще раз убедилась в том, что поэты (и шире — талантливые литераторы) — лучшие гиды и экскурсоводы. И если бы они занялись экскурсионным делом, то очень скоро вытеснили бы остальных представителей этой профессии.
«Быть в Риме. Иметь гидом Муратова, — восклицала некогда Нина Берберова. — Сейчас это кажется чем-то фантастическим, словно сон, после которого три дня ходишь в дурмане. А это было действительностью, моей действительностью, моей самой обыкновенной судьбой в Риме». Я не буду сравнивать Муратова и Губермана, скажу лишь, что виртуально путешествовать по Израилю и иметь гидом автора знаменитых «гариков» — тоже неплохо. Тем более что комментирует Губерман не только нестандартно, а и экстравагантно и остроумно. Заявив в начале фильма, что крохотный Израиль необъятен и неисчерпаем, комментатор и не пытается исчерпать его в рамках «Земли надежды». Он лишь задает культурологические координаты путешествия по миниатюрной и бесконечной стране и невольно превращает зрителей в очарованных странников.
Думается, что после успешного эксперимента с «Землей надежды» Игорь Губерман прокомментирует не один документальный и видеофильм, а комментаторы-профессионалы станут проситься к нему в ученики. А пока остальные показанные в Планетарии видеофильмы («Иерусалим — ворота времени») и («Израиль — путешествие в мир музыки и танца») уступали губермановскому — конечно, по части комментариев.
25 апреля в галерее «Тадзио» можно было увидеть видеофильм, посвященный Марселю Янко — художнику, скульптору, поэту, архитектору и одному из основателей скандально известного художественного движения под названием «дадаизм». Янко родился в Румынии, долго жил в Париже, а в возрасте пятидесяти лет перебрался в Израиль, где основал недалеко от Хайфы уникальную артистическую коммуну. Впрочем, в фильме речь идет не о коммуне и даже не об израильском периоде жизни художника. «Портрет одного артиста» — попытка научного анализа творчества Янко, и поэтому показ фильма в галерее «Тадзио» сопровождался комментарием искусствоведа Ирины Климовой.
Фотограф Алекс Левак, выставка работ которого была представлена в Планетарии, считает, что культура Израиля экстравертна, коммуникативна и изобилует социальной символикой. Поэтому пребывать внутри нее можно прямо на улице. Эти улицы — с толпами прохожих или одинокими путниками — Левак стремится запечатлеть во всем многообразии просвечивающей сквозь них вереницы символов. Фотограф блуждает в лесу символов израильской культуры, и лес этот находит, как ни странно, в обыденном течении жизни. Алекс Левак принадлежит к школе документальной фотографии, но его документализм обладает символистским «двойным дном». Наверное, поэтому работы Левака особенно притягательны.
«Израиль смеющийся» удивит тех, кто привык представлять историю евреев чередой трагических событий. Но этот лик крохотной и необъятной страны особенно интересен сейчас, в период расцвета ее жизнелюбия.