Когда официальные мероприятия превращаются в настоящий праздник — это всегда приятно. За полгода в Киеве побывало множество гостей из ближнего и дальнего зарубежья, в последние две майские недели столицу «оккупировали» творческие силы Донетчины. И они приехали действительно не с пустыми руками.
Столичного зрителя удивить трудно, поэтому нужно выбрать только самое интересное, зрелищное и необычное, что накопилось в театральном загашнике, и поэтому открывать «Дни Донетчины в Украине» было поручено Донецкому академическому театру оперы и балета им. А.Соловьяненко, привёзшего в Киев один из последних своих спектаклей — хрестоматийный балет П.Чайковского «Спящая красавица».
С тех пор как труппу театра возглавил легенда современной Украины Вадим Писарев, популярность театра резко пошла в гору. К чести танцовщика следует заметить, что развитию оперного жанра он уделяет ничуть не меньше внимания — в ближайших планах постановка такого значительного произведения, как опера Пуччини «Турандот», а международные фестивали «Зірки світового балету» и «Золоті голоси України» с каждым годом становятся всё популярнее не только в странах СНГ, но и за рубежом. Благодаря грамотной и тактичной политике афиша Донецкого театра постоянно разрастается, причём наряду с классическими спектаклями огромный успех у публики имеют и такие творения композиторского гения ХХ века. Произведение Карла Орфа «Кармина Бурана» симфонический оркестр и хор театра исполнили для киевлян в готическом зале Дома органной музыки.
Донецк традиционно считается важнейшей украинской промышленной кузницей, но переполненные концертные залы убедительно продемонстрировали, что и классический Донецк уже имеет в столице солидный имидж и собственных поклонников. К киевским гастролям готовились долго и напряжённо, однако вся работа для зрителя должна оставаться, что называется, «за кадром», иначе разрушится хрупкое ощущение мистерии. Вопреки сложившимся традициям, Вадим Писарев привёз в Киев молодой состав исполнителей, и в «Спящей красавице» особенно ощущалась приподнятость и взволнованность премьерного спектакля. Особенно поразили декорации и костюмы — сказочная роскошь, продиктованная самим сюжетом, предполагает огромный бюджет постановки. Стоит вспомнить, что придворный хореограф Мариус Петипа, в бессменной постановке которого спектакль и идёт по сей день, рассчитывал на возможности императорской казны, и можно только представить себе то богатство оформления и костюмов, царившее на сцене при его жизни. Донецкий же спектакль порадовал не только красочностью и свежестью оформления — в третьем действии лирическому па-де-де Авроры и Дезире вторило журчание настоящего фонтана с вполне реальной, а не нарисованной, как в сказке о Буратино, водой.
Другим сюрпризом для постоянных зрителей киевского театра стало появление феи Карабос в обличье молодой балерины в чёрной пачке, несколько родственной образу Одиллии из «Лебединого озера». В большинстве театров, и в киевском в том числе, образ злой колдуньи давно трансформировался в отрицательную гротескную пародию — уродливо загримированный, эту женскую роль традиционно исполняет характерный танцовщик — мужчина. Таким неожиданным переодеванием постановщик смещает некоторые акценты спектакля — очевидным становится противостояние не просто двух противоположных начал Зла и Добра (в образе Феи Сирени), а конфликт двух женских образов, Любви и Зависти, Красоты и Уродства. «Спящая красавица» — единственный по-настоящему счастливый балет Петра Ильича Чайковского, так как и в «Лебедином» торжество любви происходит на фоне драматической гибели героев, а в новогоднем «Щелкунчике» Машу ожидает пробуждение. В сказочном королевстве балетного кудесника Петипа столетний сон завершается грандиозным праздником, на котором гостями оказались не только сказочные герои, но и киевская публика.
Вторым подарком донетчан стал концерт в костёле Городецкого — исполнив в первом отделении классические оперные «шлягеры», симфонический оркестр и хор посвятили Киеву исполнение одного из таинственнейших, завораживающих произведений ушедшего века — кантата «Кармина Бурана» исполняется в столице нечасто, в особенности таким громадным составом, которому явно не хватало места на небольшой камерной сцене Органного зала. Музыка Карла Орфа живёт по своим законам — она природна, естественна, и для её исполнения нужно абстрагироваться от привычных академических правил. Её хочется слушать глядя в небо. Она проникает в сознание и обволакивает его теплом живого солнца, её чувствуешь почти физически. Написанная композитором на старинный сборник латинских текстов «Кармина Бурана» по сей день остаётся непревзойдённым по человечности произведением. Это целый фрагмент жизни, человеческих мыслей, бытия сознания. Орфу удалось оживить «мёртвую» латынь живым тембром человеческого голоса, а инструменты в его партитуре — это сила природы, их тембры бесконечно далеки от классических канонов. Но и модерновая какафония здесь полностью отсутствует — это музыка гармонии.
Конечно же, такое масштабное произведение требует от академического коллектива исполнителей огромного желания и не меньшего объёма усилий для достижения результата. Однако донецким артистам это, безусловно, удалось — публика аплодировала стоя.
Как сказал Вадим Писарев, представления театра имеют такой успех не случайно — к этим гастролям готовились с большой любовью все — от костюмеров, декораторов, осветителей до самих артистов. А плоды любви прекрасны всегда.