Иван Марчук: "Возможно, идея моего музея реализуется в Тернополе?"

18 января, 17:17 Распечатать Выпуск №2, 19 января-25 января

В Национальном музее "Киевская картинная галерея" продолжается ретроспективная выставка Ивана Марчука "Земля моя — краса моя". 

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Картины одного из 13 творческих циклов выдающегося художника ("Пейзаж") представлены в экспозиции, охватывающей почти полувековой творческий период художника. Следует отметить, что на открытии выставки наблюдался настоящий ажиотаж: любовь к художнику и большой интерес к его творчеству символизировали огромные очереди желающих попасть в пространство Марчука.

Сам мастер отмечает, что каждый из его 13 творческих циклов имеет свою стилистику, колористику, специфику, разный формальный и технический подход к творчеству. Его же цикл "Пейзаж", в частности, насчитывает около 400 работ. Так вот, на выставке в "Киевской картинной галерее" представлено около 60 полотен именно этого цикла. Иван Степанович создал их в течение 1972–2018 годов. 

Эти картины Марчука выполнены в оригинальной технике "плёнтанизм". Ее особенность — в наслоении и переплетении тонких, филигранно проработанных линий. Благодаря этому работы художника узнаваемы. 

Если смотреть на эти полотна издали, то это обычный пейзаж, но если подойти на близкое расстояние, то видно, что картина словно соткана из нитей, ощущается даже эффект 3D. 

— Как возникло направление "плёнтанизм"? — переспрашивает Иван. — Просто надо смотреть на природу, и она тебе подскажет, куда двигаться. Помню, это был 1972-й, зима, роща, голые деревья. И тогда на фоне неба я увидел фантастическое кружево, переплетение веточек. Ведь когда дерево снимает одежду, оно являет свою неповторимую анатомию, детали. И я начал думать, как это все передать на полотне. И вскоре создал эту технику — "плёнтанизм", которая отсылает к диалектному "плёнтать" — плести, переплетать. До меня такого еще никто не делал. Скажу, что сейчас я более раскован в технике, а в начале становления своего стиля балансировал на грани рукотворного и технологического процесса. 

321_23
Василий Артюшенко, ZN.UA

Я всегда стремился создать собственный стиль. Решил, что буду делать не то, чему меня учили одиннадцать студенческих лет. Поэтому сначала создал серию работ "Голос моей души", — и это было разрушение соцреализма. Ведь раньше, до этого, я был "нормальным" советским художником. 

* * *

В экспозиции представлены как ранние произведения Ивана Степановича — "Тени на снегу", "Весеннее утро" (1972), "Кружево зимнего леса" (1975), "Замечтавшаяся степь", "Покой на планете" (1984), так и последние работы, выполненные в 2018-м: "Такое ласковое солнце", "Днепровские дали", "Тихо вокруг"… А произведение "И уснула под снегом земля" датировано 2019-м.

— Какой мой первый пейзаж? О, эта работа находится дома, я сюда ее не дал. Это был условный лес: я его словно сам "выстроил". Это не была конкретика. Вообще, такой большой выставки пейзажей за весь продолжительный период моего творчества еще не было. Ведь в процессе своего творческого пути каждый художник проходит через практику пейзажиста. Но есть чистые пейзажисты, как, например, Николай Глущенко. Это гиперреалистические художники. В моем же творчестве очень большая роль отводится иллюзии.

* * *

Иван Марчук любит импровизации, однако его работы — работы перфекциониста. Как музыкант: он написал мелодию, а со временем ее нужно аранжировать, шлифовать.

В экспозиции представлено много зимних полотен — "За могучим дубом старая хата стоит", "И укрылась снегом земля", "Стелились тени на дороге", "Зимняя дорога", "Взгляд против солнца", "И луч солнца на землю взглянул", "Моя белая хата"… На этих работах — буквально "дышащие" кристаллы снега.

— Да, на пейзажах я часто изображаю зиму. Собственно, технику "плёнтанизма" я и придумал, когда деревья были голые. Тогда они дают ощущение графики. Я и вправду люблю зиму, пушистый снег. Ведь наша земля уже настолько загрязнена мусором! А когда зима — выходишь и видишь эту белую-белую панораму! Это меня приводит в восторг. И я начинаю на своих полотнах буквально "оживлять" тот снег под светом луны или солнца. 

Например, у меня были выставки в южных странах — Турции, Иордании, Таиланде, я им привез очень много снега на своих полотнах, а для них это настоящая экзотика. Я также писал много и летних полотен. Люблю воссоздавать цвета ночи — для меня это магия. Я бы все время рисовал ночью: эти стога сена, стерня на поле, — и вдруг выплывает луна… 

Художник говорит, что так и не сделал отдельного художественного цикла, где были бы представлены сельские усадьбы, но в экспозиции очень много работ, на которых трепетно изображены сельские хатки: "Село в лунном сиянии", "Колодец при дороге", "Вы покой здесь найдете", "Ніч яка місячна", "А где-то высоко луна плывет", "В тишине память прорастает"… 

321_16
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Да, я хотел сделать целый цикл "Опустевшее гнездо", который бы состоял из изображений разных сельских усадеб. Например, эту наклонившуюся хату увидел в одном селе по дороге в Канев, она стояла у дороги. И назвал работу — "Родились, выросли, ушли". Часто женщины возле нее плачут. Все вспоминают свое детство, ведь девяносто процентов киевлян выросли в таких хатках. 

А хату своего детства в селе Москаливка на Тернопольщине я так и не изобразил. Потому что, когда начал рисовать, она уже рушилась. Осталось только фото, а хаты, в которой я вырастал, уже давно нет. Скажу, что всего лишь раз я изобразил свое родное село, — эта картина висит в музее моего села.

Как известно, Виктор Ющенко обещал художнику создать музей его имени в Киеве, даже была заложена капсула на месте будущего сооружения, — но, к сожалению, не судьба. Вопрос Ивану Марчуку: "Виднеется ли на горизонте эта идея?"

— Нет, идея музея в столице давно списана! Украинская власть не особо проникается искусством. Они не хотят ничего строить для людей. Власть нельзя заставить выделить такому художнику, как я, 300 м стены. Ведь я отдал бы в этот музей весь свой задел, созданный на протяжении жизни. Я им говорил, что музей Ван Гога в Амстердаме кормит весь город. Потому что туристы приезжают со всего мира, я сам стоял в очереди в этот музей. 

Возможно, идея музея реализуется не в столице, а в Тернополе? Кстати, есть такая возможность. Ведь о моих работах часто говорят, что они медитативные, от них веет покоем и тишиной. 

Я беру кусочек природы и делаю из него чудо. 

Моя собственная жизнь довольно аскетична. Я трудяга. А мой задел насчитывает около пяти тысяч полотен, которые я посеял на всех континентах. Ведь у меня были выставки в Австралии, Америке, Канаде, европейских странах. Даже в Тунисе… Потому мое творчество знают на пяти континентах. 

В целом, за полвека творческой деятельности состоялось свыше 150 монографических и 100 коллективных выставок Ивана Марчука в Украине и за ее пределами. А в 2007 году Иван Марчук вошел в рейтинг "100 гениев современности", составленный британской газетой The Daily Telegraph. Лишь в 1988 году его приняли в Национальный Союз художников Украины, хотя на то время у него было свыше 15 экспозиций в разных городах бывшего СССР. В конце 1980-х эмигрировал в Австралию, потом жил в Канаде и США. Но где бы он ни был, всегда его тянуло на родную землю.

321_18
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Да, меня как художника много лет не воспринимали. Не было выставок, наград, поездок за границу. Я был за бортом. Знаете, если бы я продал все свои картины, то жил бы уже в богатейшем дворце. Но не было у меня в жизни удачного менеджера. Когда-то, в советские времена, я просто раздавал свои картины — и они были моей визиткой. 

* * *

— Иван Марчук выставлялся в нашем музее около десяти лет назад, — рассказывает директор "Киевской картинной галереи" Юрий Вакуленко. — С тех пор многое изменилось и в его творчестве, и в концепции нашего музея. На самом деле, когда мы видим его работы в новых залах, под современным освещением, — это просто бесконечный мир и энергия!

— Юрий Евгеньевич, еще в 2017-м произошло переименование Музея русского искусства в Национальный музей "Киевская картинная галерея". Это переименование вызвало какие-то изменения? 

— Нет, мы не ждали каких-то особых изменений от переименования. Ведь наш музей — довольно консервативный, это один из ведущих музеев страны. Концептуальное понимание учреждения — мономузей, так было много лет назад. Ведь мы вернулись к своему историческому названию, начальному. Скажу, что новое название начинает диктовать новую концепцию в формировании коллекции музея — в сторону разнообразия, что и будем реализовывать. Теперь не заточены на одном направлении, а вернулись к многовекторности, именно так изначально и создавалась "Киевская картинная галерея". Словом, музей работает в нормальном режиме. И какого-то давления на музей, даже когда он носил прежнее название, не было. Ведь у этого музея слишком высокий рейтинг. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 20 апреля-25 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно