«ИНТЕРТЕАТР» НАЗВАЛ СВОИХ ГЕРОЕВ

Поделиться
Уже во второй раз в Одессе прошел международный театральный фестиваль «Интертеатр», посвященный так называемым «малым формам», проще говоря — спектаклям, рассчитанным на небольшую аудиторию...

Уже во второй раз в Одессе прошел международный театральный фестиваль «Интертеатр», посвященный так называемым «малым формам», проще говоря — спектаклям, рассчитанным на небольшую аудиторию. В залах Центра реабилитации детей-инвалидов, Дома актера, Театра юного зрителя, Одесского общества еврейской культуры, театрального лицея и Дворца культуры моряков в течение пяти дней представляли свои достижения те, кто в общении с публикой пытается придерживаться особой, доверительной интонации. Участниками «Интертеатра-2002» стали коллективы из Киева, Львова, Одессы и Кракова. К сожалению, спектакль режиссера И.Шаца «Контрабас» по Патрику Зюскинду (Кишинев, СТД Молдова) по объективным причинам попасть на фестиваль не смог. А началась программа спектаклем «Марк Шагал. Преодоление» по пьесе Зиновия Сагалова, поставленным штатным режиссером Одесского украинского музыкально-драматического театра имени В.Василько, заслуженным деятелем искусств Украины Владимиром Тумановым. Главную роль исполнил артист театра кукол Фауст Миндлин (в постановке наряду с живыми актерами участвовали куклы, большое значение придано также маскам и декорациям-костюмам), а образ жены великого художника Беллы Розенфельд создала юная Оля Сухарева, девятиклассница 90-й средней школы и выпускница 1-й детской школы искусств.

Моноспектакль одессита Романа Сербина в постановке Юрия Столярского «Аккомпаниатор» по Марселю Митуа и Людмиле Петрушевской, современная пьеса киевского драматурга Тараса Оглоблина «Воскресший и злой», поставленная одесским режиссером и актером Юрием Невгамонным (он же сыграл одну из ролей), «Свободная пара» Дарио Фо в интерпретации режиссера Николая Тараненко, артистов Валентины Губской и Эмиля Силина (Одесса) завершили напряженную программу первого дня фестиваля. Следующий день был посвящен музыкальным постановкам, в том числе монооперам. Автором одной из них стала одесский композитор Людмила Самодаева (либретто Елены Палашек-Сторожук), а исполнителями — Алла Попова (сопрано), Иван и Елена Ергиевы (баян и скрипка). Изысканное сочетание тембров, а также стилевых средств так называемой «новой музыки» придали оперной премьере обаяние открытия. А завершила вечер театр-студия «Тур де форс» (Одесса) своей яркой, на грани скандала осуществленной интерпретацией «Оркестра» Жана Ануя.

Кроме одесских театров «Встреча» и «Суета сует», представивших свои новые работы по Б.Олфорсу и Ю.Баргнуму, а также Йосефу Бар-Йосефу, программа третьего дня порадовала встречей с лауреатом «Интертеатра-1998» краковянкой Юзефой Зайонцувной-Ямруж, постановщицей и исполнительницей моноспектакля «Спиритический сеанс» по Станиславу Игнацу Виткевичу и Брониславу Малиновскому. Все преимущества «школы притворства» — непосредственность, эпатажность, постоянное стремление апеллировать к публике – стерли едва наметившийся было в начале представления языковой барьер. Очаровательную актрису-клоунессу (четыре года назад она также привозила в Одессу моноспектакль по Виткевичу) до конца фестиваля организаторы и просто почитатели буквально носили на руках — видно, в чем-то реализовалось ее высказанное со сцены стремление «отобрать зависть, злость, а вместо них вложить в души свои идеи — такие прекрасные идеи!..».

Театральный лицей во главе с Анатолием Падукой демонстрировал учебный спектакль «По ревизии», совершенно небанальную трактовку пьесы классика украинской драматургии Марка Кропивницкого. Неделей ранее лицеистам рукоплескали в киевском Театре на Подоле, ведь спектакль уже успел стать лауреатом нашумевшего фестиваля «Культурные герои». А уж затем публика получила возможность оценить «Фьоренцу» по Томасу Манну, представленную одесским Театром поэзии и драмы (режиссер Аркадий Словесник) и «Комету» по мотивам Туве Янссон, привезенную из столицы театральным проектом «Долина», существующим при поддержке Центра театральных исследований национального университета «Киево-Могилянская академия». «Под занавес» были львовяне — «Театр у кошику» и «Люди и куклы». Режиссер Ирина Волицкая и великолепная актриса Лидия Данильчук (кстати, бывшая одесситка) встретили самый теплый прием с двумя моноспектаклями по Василю Стефанику «Белые мотыли, плетеные цепи» и по Лесе Украинке «На поле крови». Нотку экзотики в фестивальную программу внес «Пионовый фонарь» Сеньютэя Энтэ (пьеса является одной из многочисленных японских сценических версий поэтичной новеллы Китая эпохи Мин), поставленный Олегом Новохацким и сыгранный Александром Панчуком. Правда, сам фонарь был не алого, пионового цвета, а белого, признанного в Японии траурным, но ведь и пьеса рассказывает о любви, приводящей к смерти, влюбленных оборотнях и неотвратимости того, что буддизм называет «кармой»...

Звезда одесской оперетты в прошлом, ныне режиссер Галина Жадушкина «реанимировала» моцартовского «Директора театра», музыкальную комедию, написанную для придворных торжеств в Шенбрунне, но все еще актуальную. Артисты ТЮЗа, оперетты, театра оперы и балета да и просто самодеятельности помогли Жадушкиной с юмором воплотить на сцене историю о том, как сложно набрать труппу, разрываясь между требованиями тонкого вкуса и предпочтениями публики, амбициями актеров и реальными их возможностями. Старинная пьеса воспринималась почти как современный «капустник», а таковые на закрытии фестиваля показали все одесские театры, причем уверенно лидировал украинский музыкально-драматический, остальные же шутили не столько на темы творческого поиска, сколько по поводу низких зарплат и пьянства, в результате чего актеры путают пьесы, героев и предметы реквизита. Тем не менее форум искусства удался, и можно только пожалеть, что его периодичность, раз в четыре года, не позволяет следить за достижениями камерных театров чаще. С другой стороны, несколько вялотекущий театральный процесс, объясняемый недостаточностью средств на новые постановки, не позволяет формировать программу хотя бы раз в два года. Так что остается только поблагодарить Одесское межобластное отделение Национального союза театральных деятелей, при поддержке городских и областных властей и спонсоров сумевшее подарить одесситам пять дней с Его Величеством театром, чье величие нисколько не умаляет камерность жанра.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме