В очередной раз посольство Германии и Гете-институт преподнесли подарок украинским кинолюбителям: с 15 по 18 мая в столичном Доме кино ими был организован показ немецких фильмов, снятых в последние годы. Что мы знали о современном немецком кино? Ленты, снятые киностудией «Дефа», были близнецами-братьями наших довженковских - излишняя заангажированность, идеологизированность, в общем полный «советский» комплект. Но то ли у немцев количество чего-то перешло в качество, то ли появились неизвестные таланты, со всей ответственностью кинозрителя отмечаю - смотреть современное немецкое кино сегодня просто интересно. А это главное.
Нашему вниманию было представлено шесть кинофильмов. И лучший из них, на мой взгляд, - «Стучась в небесные врата» (режиссер Томас Ян). Сначала это показалось пародией на «Криминальное чтиво» Тарантино, но только сначала. Сюжет, собственно, прост: двое смертельно больных, Мартин и Руди, сбегают из больницы для того, чтобы первый и последний раз в жизни увидеть море. Терять им нечего. Великолепно завязанная интрига, динамичный сюжет, «живые» диалоги, все атрибуты фильма «action» - и вместе с тем такая пронзительная тоска по человеческим ценностям, утверждение того, что все дорогое сердцу каждого не девальвируется никогда. Следующий фильм - «Леа» (режиссер Иван Фила) - мы бы отнесли к разряду «тяжелых», его не сядешь смотреть семьей «вечером после трудного дня». Близкая пока не так нам, как прибалтам, тема: в Словакию возвращается бывший хозяин некого имения - немец, имеющий все юридические права на свою собственность. И словацким владельцам следует сделать выбор: либо отдать приемную дочь в жены немцу (по его желанию), либо оказаться выброшенными на улицу. Приемные родители поступили «мудро» - продали дочь за 50 тыс. марок - не своя же. Трудно, да никому и не нужно пересказывать сюжет, но все же. Полунемая Леа обнаруживает в себе недюжинные таланты: рисует картины, пишет стихи. «Мечты - паутина красивых чудовищ», «Вот он идет, мой господин - медведь. Почему он, собственно, никогда не смеется?» - некий симбиоз Гарсиа Лорки и японских танка. На первый взгляд, отношения этих мужчины и женщины обречены, но опять-таки на первый… В очередной раз фильм заставляет задуматься над риторическим вопросом: что важнее - быть или казаться? Картина была номинирована на премию «Феликс», получила множество других наград. Фильм «Аптекарша» (режиссер Райнер Кауфман) произвел более слабое впечатление. Это нечто среднее между трагедией, мелодрамой, криминальным фарсом вкупе с триллером. На бедную, одинокую, разочарованную в жизни и мужчинах служащую аптеки «падает» странного вида паренек. Его дед - миллионер, и мечта жизни внука - увидеть дедушку в гробу. В чем аптекарша ему успешно помогает. Пересказывать опять-таки бессмысленно, но главная концепция такова - на пути к своему счастью дама различными (медикаментозными) средствами убирает с дороги всех, кто ей мешает. Излишняя физиологическая детальность утомляет. Но что интересно, имя главной героини - Гелла, так что поздравим немецкого режиссера с хорошим знанием Булгакова. На одном дыхании смотрится фильм «Горящая жизнь» (режиссер Петер Вельц), несколько видоизмененный вариант «Бонни и Клайд». Две девушки грабят банки, стреляют из пистолетов, раздают награбленное, скрываются от сочувствующей им полиции. По ходу действия одна из них наведывается к сыну, другая страстно, но кратковременно, влюбляется. Финал романтический - сбегая от преследователей на вертолете, они направляются то ли в Африку, то ли в Австралию - «все равно на букву А» (цитата). Завершился показ фильмом «В джунглях, после пяти» - трагикомедия на старую, многовековой давности тему: конфликт отцов и детей. Родители, «шпыняющие» детей за копеечные шалости, оказываются перед фактом - дети сбежали из дому. Две родительские пары вместо хорового плача устраивают вечеринку, в ходе которой вспоминают, что тоже были такими. Порадуемся за немецких кинематографистов, снимающих нескучное кино, и пожалеем себя - во второй раз, по известным причинам, в украинском кинопрокате мы их не увидим.Пока.