Театр и кино, столь почитаемые еще недавно самой широкой зрительской аудиторией, периодически рождают кумиры, продиктованные временем.
На пик славы и всенародной любви поднимались, навсегда оставшись в памяти поколений, Алла Тарасова и Василий Качалов, Любовь Орлова и Ростислав Плятт, Ирина Скобцева и Василий Шукшин. Список достаточно длинен, его можно продолжать, причем с индивидуальными вариациями, но смело можно сказать, что каждая из творческих индивидуальностей, названных или неназванных выше, имела влияние на умы и сердца поколений. В моду попеременно входили тонкие, изогнутые брови, осиные талии, грудь Мерлин Монро или глаза Софи Лорен. Вторым эшелоном на сценах и экранах появлялись армии лиц причесок, одежд и поведенческих манер. И все-таки «первоисточник» спутать нельзя было ни с кем.
Для меня, как и для многих моих сограждан, есть актриса, яркий талант и внешность которой не поддаются дубляжу. Она гармонично шлифует свой необыкновенный дар, появляясь все в новых и новых ипостасях. Это - Инна Михайловна Чурикова. Время, когда она пришла на сцену, предельно нивелировало индивидуальность. Само понятие - «ярко индивидуальная внешность» - равноценно было оценке «2» на экзамене по мастерству актера при поступлении в театральный вуз. Низкий поклон ее педагогам и режиссерам, что сумели разглядеть в ней Божью отметину и ее мужеству бороться за право быть на сцене и экране.
Вначале была студия при театре им. Станиславского, где Инна Чурикова познавала азы профессии, а ее соучениками были Никита Михалков, Евгений Стеблов и другие. Потом - ТЮЗ - специфический театр, взрастивший, но и погубивший не одного актера. Эпизодические роли в кино, правда, тут же оцененные и запомнившиеся зрителям. Затем судьба подарила встречу с Глебом Панфиловым, эпицентром фильмов которого стала актриса. И Марк Захаров, возведший ее на пьедестал сцены театра Ленком.
Недавно киевляне увидели Инну Чурикову в роли страстной, страдающей, сметающей все на своем пути и в итоге проигравшей любовь, Лии в современной интерпретации Надежды Птушкиной старинной библейской притчи. Спектакль «Овечка» - явление в театрально-гастрольной жизни нашего города. И устроители этих гастролей - Министерство культуры и искусств Украины, театр «Дружба» и благотворительный фонд «Муза» не только организовали эти гастроли, но и предоставили возможность корреспонденту «Зеркала недели» встретиться с актрисой.
- Инна Михайловна, вы легко начинали свой путь?
- Да нет, что вы, сложно овладевала профессией. У нас были очень хорошие педагоги - Вениамин Иванович Цыганков, Леонид Андреевич Волков. Учили уму-разуму. Я же ничего не знала - сопливая девчонка, которой очень хотелось в театр. Ко всему относилась очень серьезно, ведь у меня не было никакого дополнительно воспитания, нигде не занималась ни чем, кроме «обожания». Ходила, правда, в кружок при домоуправлении. Там был удивительный педагог, актер кукольного театра, который говорил нам о каком-то замечательном мире, о прекрасном, о живописи. С тех самых пор потихонечку и овладеваю профессией.
- Какие этапные события, роли были на протяжении «овладевания» профессией?
- Должна признаться, что не делю свою жизнь на этапы и не подвожу итоги. Разве что сейчас подумать об этом?.. Мне кажется, что главным этапом в жизни было детство, потому что оно ведь формирует нас, определяет тот мир, в котором ты живешь, - нормальный, сиюминутный. С одной стороны - дети, с которыми общалась, с другой - одиночество, когда, оставшись одна, мечтала, уходила в свой мир. У меня было свое дерево. Мои животные и я. Мама и я. Все вместе. Например, у меня не было игрушек, были цветные карандаши - тоже целый мир… потом был в моей жизни ТЮЗ. Встреча с кинематографом. Панфилов. Захаров.
- Инна Михайловна, выбор профессии - это одно, но в самой профессии - выбирают вас. Вы когда-нибудь думали о том, как сложилась бы ваша жизнь, если бы не встреча с Панфиловым?
- Мне кажется, без Глеба моя жизнь была бы другой. Может быть, я не встретила бы такого понимания, меня не слушали бы, пришлось бы доказывать, что дважды два - не четыре…
- Каждая женщина хочет быть красивой, а любая актриса - как можно дольше играть молодых героинь. Вдруг вы абсолютно органично появляетесь в роли старухи в спектакле «Варвар и еретик». Как решились на это?
- Во-первых, Захаров меня уговорил. Я не хотела, правда, не хотела. Думала: сейчас он мне даст эту бабульку, и я тихо, ненавязчиво перехожу на роли Татьяны Ивановны Пельтцер. Откровенно говоря, в театре сыграла две роли, которые мне нравились, - в «Тиле» и в «Иванове», - предложения режиссера. Он берет пьесу, которая ему интересна, и предлагает мне роль - в «Чайке», например. Когда мы читали «Три девушки в голубом», я не понимала, что такое Вера, но потом эта роль была для меня великим счастьем. В то время Вера - это как бы наша общая судьба, грандиозный спектакль был.
Таким образом, я завишу от этого человека, режиссера Марка Анатольевича Захарова. Работая в его театре, не могу сказать - это играть не буду, потому что не нравится. Есть дисциплина, хотя это безумно трудно - делать то, чего никогда прежде не делала. Чего же больше?
- Вы когда-то говорили, что роль Лии в «Овечке» - тоже «невероятное предложение»?
- Ох, сколько нового для себя узнала в этом спектакле, сколько преодолела в себе комплексов.
- И что же главное в человеке, на основе идей этого спектакля - душа или тело, по-вашему?
- Мне кажется, что в любви главное и то, и другое. Это и есть гармония. А главное, благодаря этому спектаклю я почувствовала Библию. Это очень чувственная книга - там жизнь…
К сожалению, было поздно, Инна Михайловна устала и нужно было уезжать, поэтому мы договорились с ней считать этот разговор лишь началом будущей встречи, которая состоится вскоре в Москве.