На Берлинском кинофестивале проходили Дни украинского кино, о которых никто, в том числе дирекция фестиваля, ничего не знает. Таков итог отчетной пресс-конференции в УНИАН экспертно-консалтинговой фирмы «Конгломерат», в декабре прошлого года выигравшей тендер на проект Министерства иностранных дел по поводу «формирования положительного имиджа Украины за границей». Это не первый скандал, сопровождающий деятельность малоизвестной харьковской фирмы. Компания CFC Consulting, тоже претендовавшая на право улучшать имидж Украины за 14 миллионов гривен, считает решение тендерного комитета МИД непрозрачным и уже подала иск в хозяйственный суд.
Отчетная пресс-конференция «Конгломерата» может стать весомым аргументом в обжаловании справедливости определения победителя тендера. Информация о чуть ли не самом главном на сегодняшний день достижении проекта — Днях украинского кино в Берлине — оказалась неправдивой. Координатор проекта, кинокритик Аксинья Курина сначала так описала данный проект: «Местом презентации Дней украинского кино избраны три престижнейших кинофестиваля в мире: Каннский, Венецианский и Берлинский, то есть во время программы фестивалей будут показаны в течение трех дней украинские фильмы. На недавнем кинофестивале в Берлине была показана программа украинских фильмов.., в нее вошли два полнометражных фильма — «Тени забытых предков» Параджанова и «Мамай» Олеся Санина, а также три короткометражных — «Пересохшая земля» Тараса Томенко, документальный фильм «Проти сонця» Валентина Васяновича и анимационный фильм «Засыплет снег дороги» Евгения Сивоконя». В пресс-релизе, кроме того, сообщалось, что на приеме после показа фильма Параджанова присутствовали несколько европейских кинематографистов, среди которых актриса Изабель Юппер. Упоминалась и пресса: Berliner Zeitung, телеканал ARTE, «Вестник Берлинского кинофестиваля», Variety, Screen, Le Film France.
Однако довольно быстро эта мажорная картина кардинально изменилась. Мартин Нанн, являющийся членом правления Украинской ассоциации по связям с общественностью (UAPR) и экспертом рабочей группы по имиджевой политике Консультативного совета по вопросам привлечения иностранных инвестиций при президенте Украины, прочитал письма от дирекции Берлинале с подписью координатора программ Даниэлы Вебер. Там говорится: «Подтверждаем, что в рамках Берлинале-2006, который проводился с 9 по 19 февраля 2006 года, не проходили никакие Дни украинского кино. Как нам известно, никто в нашем офисе не слышал об этом мероприятии и, соответственно, не был на него приглашен. Мы не будем высказывать официальную позицию Берлинале, поскольку не было никаких сообщений об этом мероприятии через открытые источники информации (например, в сети Интернет)».
«Чтобы попасть в официальный каталог Берлинского кинофестиваля, проводится совсем другая работа, — попробовала выйти из ситуации Курина. — Наши Дни украинского кино не являются частью официальной программы. Эти Дни украинского кино проводили в то же время, они прошли в Берлине, когда состоялось Берлинале. Это разные вещи». А пресс-секретарь «Конгломерата» Григорий Куницын сначала признал: «Да, состоялись Дни украинского кино в Берлине, но, в конце концов, учитывая определенные организационные накладки, полагаю, что люди его организацию не заметили». Хотя потом попытался отрицать: «Если быть более точным, то мы писали не о власти Берлина, а о прессе Берлинского кинофестиваля. Это одно. А во-вторых, фестиваль проходил для людей, которые были приглашены, и с Берлинского кинофестиваля в том числе. Это эксперты в сфере кино и кинематографисты из Европы».
Так что же на самом деле произошло? Согласно нашим источникам, то, что «Конгломерат» так пафосно назвал Днями украинского кино, было только одним показом фильма «Тени забытых предков» в кинозале Венгерского культурного центра для аудитории около 30 человек. Это мероприятие никакого отношения к Берлинскому кинофестивалю не имеет, оно, не освещалось в фестивальной прессе. Информация по поводу «прессы», представленная в отчете «Конгломерата», вызывает большие сомнения уже хотя бы наличием в списке «Вестника Берлинского кинофестиваля», которого вообще не существует в природе. Два журнала Screen и Variety, в этом году выпускавшие дневники фестиваля, никакой информации о Днях украинского кино не печатали. Работая на Берлинале как журналист, я внимательно следила за этой прессой.
Объяснение лишь одно: организаторы Дней не могут или не хотят отличать свои, мягко говоря, фантазии от действительности.
А пока «Конгломерат» распоряжался государственными средствами на улучшение имиджа страны, денег на то, чтобы достойно представить украинские фильмы, которые принимали участие в программе Берлинале, у государства не нашлось.
Напомню, в этом году на Берлинале были представлены работы двух украинских режиссеров — короткометражный мультфильм Степана Коваля «Злыдни» в Детском кинофестивале и полнометражный игровой фильм Александра Шапиро «Happy people» в Форуме молодого кино. У этих совершенно разных фильмов есть одна общая черта — они сделаны не на деньги государства. Мультфильм Коваля — часть российского проекта детского кино «Гора самоцветов», финансируемого российским Минкультом. А работа Шапиро — независимая продукция продюсерских агентств Lazaretti и Panopticum. Правда, Министерство культуры и туризма Украины выделило обоим режиссерам определенные средства для поездки на Берлинале. Очевидно, оно научено горьким прошлогодним опытом, когда отказалось профинансировать поездку Игоря Стрембицкого на Каннский фестиваль с фильмом «Подорожні», получившим первую в истории украинского кино «Золотую пальмовую ветвь». Но денег Минкультуры не хватило для того, чтобы сделать присутствие украинского кино заметным. Дело в том, что на Берлинале, как на каждом крупном фестивале, информационное сопровождение фильма играет чрезвычайно важную роль. Это и размещение рекламы, которой изобилует Потсдамер плац и фестивальные дневники. Это и распространение бесплатной полиграфической продукции для журналистов, и проведение приемов. Все это неотъемлемая часть продвижения той или иной национальной кинематографии, а следовательно, и создания соответствующего имиджа государства. Крайне необходимо представление национальной кинопродукции на кинорынке фестиваля. А Берлинале имеет крупнейший кинорынок в Европе. Скажем, Министерство культуры и туризма, которое все еще остается наибольшим кинопроизводителем в Украине, само или с помощью соответствующих компаний могло бы ознакомить кинобизнесовое сообщество с украинским продуктом на всех этапах — от готовых фильмов до проектов. Насколько я понимаю, это и является созданием имиджа в сфере кинематографа.
Что же касается Дней украинского кино, то идея вообще-то имеет право на существование. Только нужно знать, как к ней подойти. Более того, такую идею уже давно высказывали украинские специалисты фестивального дела. Лично я слышала ее от директора МКФ «Молодость» Андрея Халпахчи еще несколько лет назад. Но это должна быть серьезно подготовленная акция. Нужно отреставрировать фильмы, большинство из которых находится в плачевном состоянии, сделать субтитры, напечатать копии, обеспечить надлежащее информационное сопровождение в форме каталога. Такой программой могут заинтересоваться отдельные фестивали. Хотя это, бесспорно, не будут Венецианский или Берлинский, поскольку у них ретроспективная программа имеет намного более широкую тематическую направленность. Такую программу можно предлагать также артхаусным кинотеатрам. В Берлине, кстати, их наберется с полдесятка, включая два культовых кинотеатра «Вавилон» и «Арсенал» (их названия, кстати, совпадают с названиями известных украинских фильмов). Однако нет никакого смысла проводить такие программы во время фестивалей — они не выдержат конкуренции.
То, что государство в конце концов дозрело до понимания, что имидж нужно активно создавать, нельзя не приветствовать. Но горько в очередной раз повторять роковую фразу: хотели как лучше, а получилось... Очередной минус в глазах международного сообщества в лице дирекции Берлинале Украина уже получила.