В этом году на "Оскаре" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" интрига развернулась между российским фильмом "Левиафан" и польской картиной "Ида". В результате "Оскар" достался последней, утвердив триумф польского кино. Как сообщили ZN.UA в Польском Институте в Киеве, на украинских экранах "Иду" режиссера Павла Павликовского можно будет увидеть в апреле в рамках фестиваля Дни польского кино в Украине.
Польша, 1962 год. Юная послушница Анна собирается принять постриг, но узнает от тети свое настоящее имя - Ида (она родилась в еврейской семье, уничтоженной во время Второй мировой войны). Две женщины отправляются в путешествие, чтобы найти могилу родителей Иды. Это путешествие полностью меняет жизнь одной из них…
Критики утверждают, что "Ида" - фильм о Холокосте, о вине поляков перед евреями. Но сам режиссер признается: "Ида" - фильм не для социальной диагностики, а для сосредоточенной медитации. Мой фильм не о вине, а о прощении - христианском, библейском прощении. Я никого не хочу клеймить. О вине поляков, выдававших нацистам соседей-евреев ради овладения их собственностью, сказано много: написаны книги, вот уже лет 15 идет дискуссия в обществе. Меня больше занимают ценности человеческого бытия".
Несмотря на то, что картина получила "Оскара" и о ней пишут СМИ всего мира, некоторые киноэксперты говорят об антипольском содержании фильма.
Например, историк и публицист Тадеуш Плужаньский заявляет: "Я совершенно не рад этому успеху, считаю, что картина приносит нам больше вреда, чем пользы. Она искажает историю, а поляков выставляет антисемитами. Это лживый образ. Антисемитами были немцы… Они совершали массовые убийства... Мир вновь увидел и наградил фильм, изображающий поляков в очень невыгодном свете. Это педагогика стыда, которой нас кормят давно…".
В картине две главные женские роли: молодая послушница Ида и ее тетя Ванда. Их сыграли две Агаты - польские актрисы Тшебуховская и Кулеша. И если Агата Кулеша - профессиональная, талантливая и тонкая актриса, то Агата Тшебуховская отнюдь не профессионал, а обычная студентка - знакомая пана Павликовского увидела ее случайно в одной из кофеен Варшавы.
В черно-белом кадре режиссера Павликовского - быт провинциальной социалистической Польши начала 1960-х: гостиницы, "неевропейские" дороги, полупустые кафе, неизвестные джазисты. На эти годы пришлось детство 58-летнего режиссера. Когда Павлу было четырнадцать лет, его семья эмигрировала в Великобританию. Более 10 лет Павликовский снимал документальные фильмы, а с 1998-го работает в игровом кино ("Последнее прибежище", "Мое лето любви").
О перспективах проката "Иды" в Украине о личном отношении к этому фильму ZN.UA рассказала заместитель директора Польского Института в Киеве Катажина ВЕНЗОВСКА.
- Пани Катажина, планируется ли показ фильма "Ида" в Украине - в фестивальном формате или в прокате?
- Планируем показать "Иду" во время фестиваля "Дни польского кино в Украине". Он пройдет в апреле. Приглашаем всех. Что касается широкого проката, - пока не знаем, будет ли дистрибутор заинтересован в этом. Польский Институт, в свою очередь, готов помочь связаться с польской стороной.
-Что, по-вашему, стало решающим в позиции киноакадемиков, отдавших голоса за эту польскую картину (хотя большие шансы были и у российского "Левиафана"), - религиозные, антивоенные мотивы, безупречное художественное качество или геополитический фактор?
- По моему мнению, "Ида" - необычайно эстетичная и качественно снятая лента. В истории польского кино уже давно не было такого фильма. Сама лента - черно-белая. Много крупных статичных кадров. Но главная составляющая - духовный сюжет. Это вообще универсальный фильм. Ведь канва сюжетной линии - исторически сложные польско-еврейские взаимоотношения. Эта история касается почти каждого из нас. И никого не оставляет безразличным. Ведь тема Геноцида - затрагивает не только Польшу. В "Иде" также очень важны роли второго плана.
Я еще не смотрела картину "Левиафан", но видела остальные фильмы режиссера Андрея Звягинцева. Они мне нравятся. Почему киноакадемики отдали голоса за "Иду"? Считаю, здесь несколько составляющих. Во-первых, как я уже сказала, это очень качественное кино. А во-вторых, "Ида" попала к хорошим профессиональным дистрибуторам. Они и сделали профессиональный пиар, благодаря которому польскую картину увидел и оценил мир.
В Украине большой интерес к польскому языку и польской культуре в целом. Но что касается большинства других стран, там такого интереса отнюдь не наблюдается.
- Есть ли у вас информация о реальных кассовых сборах "Иды" - как в Польше, так и в других странах?
- Так, я обращалась в Польский Институт Киноискусства. И владею информацией по другим странам (на 2014 год). Например, в США кассовые сборы от продажи билетов составили 4 млн. долл. А в Польше (на родине) - всего 334 тыс. долл. Франция - больше 3 млн. долл. Англия - 600 тыс. долл. Вообще самим полякам очень нравится отечественное кино, они часто ходят в кинотеатры на польские фильмы. Но, думаю, что в Польше дистрибуция и реклама этой картины проводились не так профессионально, как например, в той же Франции.
- Что вы бы сказали как зритель об особенностях манеры пана Павела Павликовского, режиссера проекта?
- "Ида" - личностный, духовный и спокойный фильм. Это отнюдь не коммерческая картина. Режиссер сам признался, что "Оскар" стал для него неожиданностью, ведь он делал этот черно-белый фильм о прощении… Именно о библейском прощении, о потребности покоя и отстранении от этого суетного мира… Но… с другой стороны, благодаря "Иде", Павел Павликовский оказался в самом центре большого мира, со статуэткой "Оскара" в руках.