Наш мир существует так долго, что о любви — главной его созидательной силе, — казалось бы, сказано, представлено на театре и экране уже все. Здесь можно вспоминать древнегреческие трагедии и Шекспира, Бунина и Сартра, знаменитый фильм «Мужчина и женщина» Клода Лелуша и прошлогодний суперхит «Титаник»… Тем не менее мы с большим интересом читаем новые книги, ходим в театры на первопрочтения и интерпретации классики, смотрим новое кино.
МКФ «Лики любви», недавно завершившийся в Москве, посвящен современному взгляду на любовь. О конкурсной и внеконкурсной программах и ретроспективах этого фестиваля «ЗН» поведало читателям в репортаже с открытия этого форума. Как же проходил сам фестиваль и каковы его результаты?
Открылся фестиваль внеконкурсным показом фильма Филипа Гарреля «Ветер в ночи» с неподражаемой Катрин Денев в главной роли, которая почтила показ своим присутствием по приглашению Марка Рудинштейна. Публика, с восторгом приветствовавшая актрису, сам фильм восприняла неоднозначно, считая его ностальгическую проблематику несколько несовременной. Но любителям «новой волны», в стилистике которой, на мой взгляд, сделана картина, безупречная работа Гарреля была интересна.
Привыкший к «разноликой» любви во всех ее проявлениях, закаленный современный зритель, относится с известной долей любопытства и отвращения. На «Ликах» была представлена любовь традиционная, романтическая, красивая, если хотите. Именно таким картинам и отдало предпочтение жюри во главе с Беатой Тышкевич. Приз «Серебряная стрела» за лучшую женскую роль получила норвежская актриса Хеге Шоен, сыгравшая суфлершу в одноименном фильме Хильде Хейер. Ее героиня, познавшая любовь и разочарование, но не растерявшая в испытаниях своей романтической сути, мила, убедительна и непосредственна. Грустная комедия «Холостой ход» (Словения) молодого режиссера Янеза Бургера стала обладательницей «Гран-при» фестиваля, а Ян Цвиткович, исполнитель главной роли, получил «Серебряную стрелу» за лучшую мужскую роль. Специального упоминания жюри удостоился фильм «Тувалу» (режиссер Файт Хельмер). Эта картина была призером прошлогоднего МКФ «Молодость», о ней уже говорено подробно и, думаю, она будет отмечена еще не одним фестивалем. А исполнители главных ролей в этом фильме — Чулпан Хаматова и Дени Лавану получили на «Ликах» приз за лучший романтический дуэт.
Безусловным открытием для зрителей была ретроспектива «История греха», зачинщиком, идеологом и куратором которой стал Сергей Лаврентьев. Никогда еще в столь отфильтрованном виде мы не видели кино времен сексуальной революции от Миклоша Янчо до Керта Мак-Дауэлла, включая экранизацию «Тихих дней в Клиши».
Фестивальные просмотры проходили в воплощенной в жизнь мечте Марка Рудинштейна — кинотеатре «Киномир-Кинотавр». Но «Лики любви» пользуются такой популярностью, что, боюсь, следующим фестивалям придется расширять свою географию за рамки не только «Киномира- Кинотавра», но и Цветного бульвара, а может быть, и Москвы.