И СМЕХ, И СЛЕЗЫ — ВСЕ В КИНО

Поделиться
В день, когда вы откроете этот номер «ЗН», итоги «Кинотавра-2001» уже будут подведены, призы розданы, а его гости и участники будут на пути к дому...

В день, когда вы откроете этот номер «ЗН», итоги «Кинотавра-2001» уже будут подведены, призы розданы, а его гости и участники будут на пути к дому. «Чего вы тут сидите, фестиваль закрыт», — говаривал прежде в минуты прощания Марк Рудинштейн — душа и идеолог фестиваля, и его команда приступит к подготовке следующего по календарю кинопраздника — «Кинотаврика», который уже во второй раз пройдет в Сочи в ноябре. Но пока я пишу эти заметки, фестиваль еще в разгаре, жюри в раздумье и спорах, а фестивальный люд, тренируя икроножные мышцы, несколько раз на дню взлетает по лестнице к Зимнему театру на конкурсные, информационные, дебютные и прочие просмотры. Но это касается лишь программ Открытого российского фестиваля, а Международный «Кинотавр» живет в том же ритме прямо в кинозале «Жемчужины».

Не пытаясь подменить этим материалом решение жюри, хочу поделиться первыми впечатлениями.

То, что Сочи на две недели «Кинотавра» становится столицей кино, уже давно аксиома. Да и сам «Кинотавр», разрастаясь, вырастает из «коротких штанишек», меняется, теряет детскую непосредственность, тягу к всеобщему коллективизму, приобретая мудрость и холодный профессионализм.

Каждая из конкурсных программ уже сегодня дает достаточно полную картину кинотенденций, независимо от уровня мастерства режиссеров — будь то метры из основного конкурса или делающие первые шаги в большом кино дебютанты. На мой взгляд, наметились явные лидеры и аутсайдеры, хотя картины Александра Митты («Раскаленная суббота») и Валерия Тодоровского («Любовник») еще впереди.

Думается, что фильм Сергея Овчарова, известного своими очаровательными «Мифами», не самый удачный опыт перенесения на экран одноименного произведения Леонида Филатова. Картина аморфна по своей природе, скучна и лишена присущей режиссеру в коротком метре элегантности. Присутствие в кадре Ольги Волковой, Андрея Мягкова и Владимира Гостюхина не спасает от наступающей через пятнадцать минут после начала скуки.

Картина Аруадия Яшина «Ботинки из Америки», сделанная совместными усилиями Германии, России и Украины, возвращаясь к трагедиям и душевным сломам людей, переживших войну, настолько перегружена метафорами и сумбуром размышлений самого режиссера, стремящегося соединить и примирить христианство и иудаизм, при всем сострадании к истории, рассказанной там, оставляет впечатление надуманности и искусственности. Это отражается и на игре актеров, за исключением неподражаемого Рамаза Чхаквадзе, который даже в этих сложнейших экранных обстоятельствах был невероятно убедителен.

Особняком в конкурсной программе стоит новая лента Юрия Грымова «Коллекционер». Непривычная даже для самого режиссера, по сравнению с его предыдущей картиной «Муму», манера повествования; неторопливая, но жесткая стилистика фильма держат в напряжении от первой до последней минуты. Работа, на мой взгляд, очень интересная (мы подробно поговорим о ней, тем более, что беседа с Юрием Грымовым уже состоялась), но она настолько противоречит и коммерческому, и авторскому направлениям в сегодняшнем кино, что вряд ли будет увенчана наградой фестиваля.

Зато безусловным претендентом на одну из них, к моему сожалению, являются очередные национал-шовинистические вариации Алексея Балабанова и его верного соратника, талантливого продюсера Сергея Сельянова — фильм «Война». В нем, хоть и несколько на другом материале, продолжается тема, заявленная в «Брате» и «Брате-2», — человек имеет право убивать уже на том основании, что принадлежит к великой нации, проживающей в продолжающем быть великим государстве, хоть и проворонившем свои колонии. (Имеется в виду Украина и Казахстан, которые упомянуты в тексте одного из героев, но при желании каждый уважающий себя патриот может продолжить этот список). Аморфный герой Сергея Бодрова, обезноженный при попадании в чеченский плен, видимо, из-за невозможности движения, не действует в кадре, а лишь вещает. Правда, о нем молодой герой говорит много хорошего — зритель должен ему верить на слово. Тем более, что семья героя-капитана настолько патриотична, что его мать никогда не пользуется услугами привозящих мандарины на рынок иноверцев. В отличие от предыдущих патриотичных картин, в «Войне» присутствуют явные сюжетные и кинематографические провалы, хотя зрители в массе своей их не замечают, устраивая создателям и героям фильма овацию.

В тот же день, когда в Зимнем театре демонстрировалась российская «Война», в «Жемчужине» смотрели недоступный пока многим соотечественникам фильм Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу». Не разбирая сейчас это долгожданное произведение подробно, тем более, что Сергей Тримбач на страницах «ЗН» высказал свое мнение о нем после неувенчания картины призом на Берлинском фестивале, позволю себе заметить, что, несмотря на все изыски картонных декораций, примитивную двойную экспозицию, эклектику вертепа с неуместными, на мой взгляд, вкраплениями сюрреализма, для меня осталась непонятной гражданская позиция создателя этой киноэпопеи, «съевшей» все киноденьги Украины.

Подведение итогов «Кинотавра» и беседы с его гостями и участниками — в ближайших номерах. А на фотографиях — парадная сторона фестиваля.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме