Произведения, вошедшие в книгу "Віктор Кононенко "Життя. Дегустація" Живопис. Графіка" поделены на шесть частей: 1. "Вино життя. Дегустація"; 2. "Бібліотека"; 3. "Гербарій"; 4. "Плацкарта"; 5. "Хованка для душі"; 6. "Сонце і тінь"; 7. "Навколишнє", и это разнообразие вызывает приятное удивление. На сегодняшний день художник проиллюстрировал 50 книг, в Украине и за рубежом у него состоялось 13 выставок, 11 из которых были персональными. На одной из зарубежных выставок все его произведения раскупили, не дав пробыть им там до конца. Многочисленные выставки В.Кононенко в Киеве, Львове, других городах Украины, за рубежом - в Венгрии, США всегда вызывали огромный интерес у почитателей высокого искусства. В.Кононенко - победитель международных художественных конкурсов в Японии и Франции. Его творчество - это прорыв в миры, возведение украинского искусства до самых высоких критериев оценки.
Виктор Кононенко - загадочная и интересная личность конца ХХ - начала ХХІ вв. на просторах украинского изобразительного искусства. Как художник-живописец, художник-график, ярко проявивший себя в сфере иллюстрирования книги, он стремительно вошел в современное украинское искусство. Художник Кононенко создал свой особенный фантастический мир, в котором, по его особым принципам мироздания, творческого преображения, особой гротескной философии подлежало все вокруг - природа, созданные человеком вещи, даже красота и энергия женского тела.
И, что интересно, художник делал свое дело иронически и одновременно захватывающе романтично: он рассматривал окружающий мир под необыкновенным, абсолютно неповторимым, неожидаемым углом зрения, помогая своим зрителям проникнуть в его скрытые житейские сущности, оценить их по-новому.
А еще чувствуется из его живописных картин, графических произведений, что Виктор Кононенко был в плену своих увлечений и своего видения натуры: удивляют и поражают его рисунки-циклы человеко-деревьев, кувшино-цветов, спрятанные в стеклянные амфоры и бутыли растения и редкостные изделия, туфельки, даже кобза... Привлекают взгляд мудрые, часто печальные глаза животных - собак, котов, волков... Иногда они воспринимаются даже трагически, - эти посудины-обереги, эти стеклянные гербарии, одинокие звери...
Условно-гротескная реальность Виктора Кононенко то тяготеет к берегам романтизма и академичности, как в замечательной цветной графике с изысканной колористикой красок ("Коли батьки були молодими...", "Килина" или "Чумацький Шлях"), освещаемой не светилами, а лепестками расцветшего дерева, - а то художник переходит в какие-то сверхчувственные, предельно символические сферы, - это "Душа" (черно-белая, расколотая скрипичной невоплощенной болью), "Стежка", которая тоже становится черно-белой, начавшись несколькими развеянными листочками цвета, или "Янгол-2", растерянно остановившийся на белых перекрестках небесного утра, словно не отваживаясь спуститься на землю, к людям...
…Виктор Кононенко родился в селе с фантастическим названием Раздолье Компанеевского района Кировоградской области в 1964 г. В 1981-м закончил Компанеевскую среднюю школу, в 1985-м стал выпускником исторического факультета Кировоградского педагогического института имени А.Пушкина. Учительствовал, работал редактором, художником в периодических изданиях, является автором и соавтором прозаических и поэтических сборников, художник многих изданий...
В украинском и российском искусстве были замечательные рисовальщики натуры, преимущественно представители академической школы. Элементы академического письма, реалистические детали, хотя - и сюрреалистическое их соединение, постоянно наблюдаем в рисунках художника Виктора Кононенко. Так что и в нашей Украине есть тоже уникальное явление - его рисунки, которые часто хочется назвать композициями, учитывая многоструктурность изображения и содержаний, скрытых в нем. И если в начале творчества можно было говорить о В.Кононенко как о художнике, воссоздававшего в своеобразных соединениях обнаженную женскую натуру на уровне завершенного наброска, то сегодня это художник разноплановый, богатый тематически, развивший и усложнивший свои ранние поиски, внося разнообразие и безгранично экспериментируя с изображением женского тела, уверенный в своем предназначении и ответственности.
Да, мы не оговорились, именно ответственности, поскольку его произведения - это уже станковые живописные и графические композиции, привлекающие внимание, захватывающие своей завершенностью и сдержанной цветной гаммой. Какое-то молодецкое отношение к сделанному, и такой уверенный результат. Его произведения: "Чардаш" (1995); "Колискова", "Самотня ніч" (1996); "Мольфар", "Все буде добре!" (1998); "Друзі", "Чумацький Шлях" (2000); "Коли батьки були молодими…", "Душа" (2001); серия "Сонце і тінь" (1999–2006) и другие - это и есть то современное неповторимое украинское искусство, оригинально вписанное в мировой контекст. К его созданию мы все стремимся, но порой не замечаем, обходим его, когда оно, это большое, появляется рядом с нами.
В своих работах художник достигает завершенности композиционных решений, утонченной цветной гаммы, обогащает их тонкими оттенками света, успокоительным состоянием природы, цветными красками изображаемых предметов в зависимости от их освещения. Своими произведениями он выходит за рамки традиционного украинского изобразительного искусства, хотя перекликается с ним в кульминациях собственных композиций, во многих образах своих рисунков, используя символические образы именно украинской ойкумены: телеги, птицы, цветы, прялка....
В произведениях В.Кононенко ощущается влияние академической школы рисунка и живописи, но есть и элементы конфигуративного искусства, отказ от изображения реальных предметов в живописи и графике, вместо этого видимая свободная игра красок, линий и форм, порой изображаемые предметы лишь угадываются. Истоки таланта Виктора Кононенко - это, разумеется, и его степное украинское Раздолье, народное мировоззрение, сформированное в сельском детстве, а также его осведомленность во многих направлениях украинской истории, культуры, искусства.
Он создает, никому не подражая, не оглядываясь ни на стиль, ни на современные течения. Он создал свой стиль и выбрал свой путь, свое течение в современном художественном процессе. Самобытность, соединение собственной фантазии, иногда даже мистичность, увлеченность мифологией и опоэтизированность окружающего мира, природы усиливают виртуозность рисунка.
Техники, в которых работает художник, - необыкновенные, они далеко отходят от известных и упроченных, они отличаются своей изобретательностью. Трудно определить, какого предела достигает сила таланта и творческой фантазии живописца, художника-графика Виталия Кононенко. Полифония и ритмика реальных образов в воображении художника воплощены в визуальную символику. Художник не похож ни на кого, это совершенно новое явление в украинском современном искусстве. Имею в виду и рассматриваю все творчество художника В.Кононенко, а не только представленные в этом издании шесть серий. Поскольку ознакомлен и со многими его произведениями в жанре книжной иллюстрации. Каждый раз, когда издательства обращаются к нему - талантливому и неповторимому иллюстратору, за этим стоит успех издания - в иллюстрациях В.Кононенко отображается содержательная глубина произведения. Темы произведения детально и широко преподнесены, иллюстрации становятся дополнительным источником информативного прочтения. Виктор Кононенко, как художник книги, пропускает ее содержание через призму своих ощущений, превращая его в сложный ассоциативный ряд. Иллюстрации дополняют философию произведения, усиливают тему. От книги к книге художник в поиске, привлекает своей особой, яркой, предметно-овеществленной даже в передачи духовных понятий манерой исполнения будь то живописных или графических произведений.